После того, как Кобылица родила Ивану двух коней и конька-горбунка, - он её выпустил обратно на свободу. Ничего не напоминает? Ведь точно так же старик отпустил на свободу Золотую рыбку! Волшебное существо не может быть присвоено. С Кобылицей вообще странно, ведь она сама сказала Ивану: «Коль сумел ты усидеть, Так тебе мной и владеть! »... Но тут же говорит, что после того, как родит Ивану коней, снова выйдет в поле силы пробовать на воле. То есть, что же, она снова будет пшеницу шевелить? И Иван ею на самом деле не владеет? Не хозяин он ей? Выходит, что нет. Но с ним Кобылица прошла свою инициацию и изменилась. Она окультурилась. Она теперь сможет говорить, - через своих детей. Душа России обрела свой голос, и голос этот – Пушкинский. А свобода ей необходима, поскольку это её форма существования. И обитает Кобылица – в поле, как Рыбка – в море.
Если Кобылица прошла свою инициацию благодаря Ивану, то свою инициацию прошёл с ней и Иван. Потому что, загнав Кобылицу в балаган для рождения детей и пообещав ей свободу, герой наш вдруг ощутил себя женихом. Правда, у него ещё нет никакой невесты. (Хотя, кому, как известно, и Кобыла невеста). Ну, так и у Пушкина долгое время не было определённой невесты, а женихом он себя при этом чувствовал, настолько, что даже как будто до поры до времени всё равно ему было, на ком жениться, - настолько разные его избранницы. Просто он понял, что жениться – надо. И понял он это сразу, как только был возвращён царём Николаем из Михайловской ссылки, - судя по его стремительному сватовству к Софье Пушкиной.
А из чего я делаю вывод, что Иван вдруг ощутил себя женихом? Из того, что он запевает Песню жениха:
« - Ладно, - думает Иван,
И в пастуший балаган
Кобылицу загоняет,
Дверь рогожей закрывает,
И, лишь только рассвело,
Отправляется в село,
Напевая громко песню:
«Ходил молодец на Пресню»»…
Мало того, что песня «Ходил молодец на Пресню» - это песня жениха Филимона, из популярной тогда оперы «Мельник колдун, обманщик и сват», - но и стих «И, лишь только рассвело» почти повторяет стих из «Сказки о мёртвой царевне»: «Раз, лишь только рассвело», - когда семеро братьев вошли к царевне для того, чтобы она выбрала себе в женихи одного из них. Кроме того, стихи из этой оперы Пушкин выбирает для эпиграфа к главе о сватовстве арапа Ибрагима царём Петром: «Я тебе жену добуду, Иль я мельником не буду!». То есть, со всех сторон получается, - жениховство, да ещё и Пресня! Да, Пресня, - московский район, московская речка, и для сибиряка Ершова этот стих с упоминанием Пресни вообще не органичен, поскольку он и в Москве ещё тогда ни разу не был (будет один раз в жизни, в 1858 году). А для Пушкина – ещё как эта Пресня органична! Три из четырёх его невест проживали на Пресне: Пушкина, Ушакова и Гончарова (четвёртая – Оленина, - была петербурженка). И стихи у Пушкина есть о Пресне, обращённые к Ушаковой: «Здесь нет ни ветрености милой, Ни муз, ни Пресни, ни харит! »…
И женился, в конце концов, Пушкин тоже на Пресне, - поскольку церковь Вознесения Словущего находится именно в этом московском районе. Так что, здесь у нас снова «коготь Льва», - едва ли не самый явный во всей сказке.
В одном из первых известных стихотворений – «К Наталье», - юный Пушкин выражал желание стать Филимоном – героем оперы «Мельник колдун, обманщик и плут»:
С хватской шапкой набекрень,
Я желал бы Филимоном,
Под вечер, как всюду тень,
Взяв Анюты нежну руку,
Изъяснять любовну муку,
Говорить: она моя!..
И в «Коньке-Горбунке» через своего Ивана, запевшего песню Филимона, он им как бы становится. Удивительно, как Пушкин угадывает и имя своей будущей жены. Эта, первая Наталья, - актриса Царскосельского крепостного театра (Анюта – роль, которую она играла), потом будет Наталья из стихотворения «Жених», следом Наталья Ржевская, - невеста Ибрагима… Имя «Наталья» значит «Рождество». Кобылица в балагане рожала своих волшебных коней, «каких на свете не бывало и в примете»… Рождала новую русскую литературу. В балагане… Если учесть, что этимологически слова «балаган» и «балкон» близки, то вспоминается Татьяна Ларина, которая любила на балконе предупреждать зари восход (и которая так же поначалу была Натальей…). А кто такая Татьяна Ларина,? Муза и Душа Поэта. То есть, та же самая Кобылица? И даже в ранних редакциях «Евгения Онегина» есть это сближение, на именинах Татьяны:
Как гонит бич в песку манежном
По корде резвых кобылиц,
Мужчины в округе мятежном
Погнали, дернули девиц...
Но, конечно, не может человек считаться женихом лошади. И Иван не мог жениться на Кобылице, даже в сказке. Да и не женился. Женился он, как мы знаем, на Царь-Девице, которая была хоть и сказочным, но антропоморфным существом. Почему же он здесь запевает песню жениха? Вероятно, потому что, укротив кобылицу и получив от неё в дар чудо-коней, он мог уже осознать себя женихом, то есть, готовым вступить в брак мужчиной.
Ну, и, конечно, это коготь Льва, - жениховство и Пресня, и песня Филимона из оперы Аблесимова!
Продолжение: