Под воздействием ультразвука в среде, например в воде, протекает процесс образования и схлопывания несплошностей этой самой среды, т.е. кавитация. Пузырьки, в общем, появляются. Они могут быть довольно стабильными, а могут и появляться/схлопываться налево-направо. О вторых и поговорим.
Особенность этих пузырьков в том, что при схлопывании они выделяют много энергии, это приводит к локальным перегревам до нескольких тысяч градусов, росту давления до сотен атмосфер и образованию бурных микропотоков.
Но подождите-подождите, что же это? Вот мы пришли в лабораторию, взяли мощную ультразвуковую установку, погрузили сонотрод (так называется металлический стержень, который колеблется и создает ультразвуковые волны) в воду и что же? Произойдет вся эта вакханалия с запредельными температурами больше, чем у лавы и давлениями выше, чем в Марианской впадине? Этак мы всю лабораторию истребим и себя вместе с ней!
Но не спешим прятаться от страшного ультразвука. Размеры этих борзых пузырьков находятся в микронной или даже субмикронной области, а время их жизни измеряется единицами миллисекунд. Для сравнения, чтобы моргнуть человеку требуется 100-150 миллисекунд. Поэтому к полному аду и погибели ультразвук привести не может, разе что к локальному «адку и погибельке».
Получается, что пузырьки, конечно, крутые, но маленькие и недолго. Так чего на них и внимание обращать? А того, что, например, с их помощью можно легко и непринужденно разбить агломераты частиц порошка и равномерно распределить их во всём объеме жидкости.
А если ультразвуковая установка достаточно мощная, так на ней и вовсе можно «потравить» металлы и сплавы. Все эти многочисленные пузырьки, схлопывающиеся вблизи поверхности изделия, приведут к образованию на ней дефектов. Так можно контролируемо повысить шероховатость поверхности.
Ну а если мощность не выкручивать в потолок, то можно и просто грязюку с поверхности убрать.