Найти тему
NEWS.ru

Замена «Искандера» и «Калибра». ВС РФ получат уникальный дрон С-71М «Монохром»: почему его могут не применить на СВО?

Оглавление

Автор: Александр Плеханов

После того, как еще в июне издание Aviation Week сообщило о том, что в России ведутся испытания нового ударного беспилотника С-71М «Монохром», фотографии этого боеприпаса под крылом истребителя пятого поколения Су-57 появились и в российских СМИ. Для чего нужен этот уникальный дрон?

Беспилотник или крылатая ракета?

Действительно, внешне С-71М выглядит как типичная крылатая ракета, имея квадратное сечение корпуса, как например, у ракеты Х-69. Такой корпус, да еще покрытый радиопоглощающей краской, помогает снизить заметность ракеты в радиолокационном диапазоне, позволяя ей долгое время оставаться незамеченной и снижая вероятность ее перехвата средствами ПВО. Несмотря на то, что на фотографии С-71М размещен на внешней подвеске истребителя-бомбардировщика Су-57, в боевых условиях он будет размещаться во внутреннем отсеке самолета, что позволит снизить его заметность и улучшит аэродинамику. Однако существует и второй вариант данного боеприпаса – С-71К «Ковер», который предназначен для размещения исключительно на пилоне самолета, следовательно, им могут в будущем вооружаться бомбардировщики Су-34 или истребители-бомбардировщики Су-30СМ.

Так чем же отличается С-71 от обычной крылатой ракеты? Информации об этом боеприпасе пока крайне мало, но из открытых источников удалось выяснить, что дальность полета С-71М будет составлять более 300 километров. Ожидается, что Су-57, не входя в зоне действия ПВО противника, будет запускать беспилотник, который, преодолев линию боевого соприкосновения, будет искать цель либо самостоятельно, перейдя в режим барражирующего боеприпаса, либо будет получать целеуказание как с самолета-носителя, так и с наземного командного пункта. Фактически, С-71М совмещает достоинства крылатой малозаметной ракеты и барражирующего боеприпаса, который благодаря «электронным мозгам» можно перенастраивать на уничтожении той или иной цели в процессе полета.

Какие перспективы?

Судя по всему, помимо Су-57, данным боеприпасом сможет оснащаться и новейший российский реактивный стелс-беспилотник С-70 «Охотник», серийное производство которого запланировано начать до конца текущего год. Этот тяжелый БПЛА изначально разрабатывался для работы в связке с Су-57, и, наверняка, уже разработаны или разрабатываются тактические приемы по их боевому применению. Впрочем, и без участия Су-57 С-70 «Охотник», пользуясь своей малозаметностью, может подойти к линии боевого соприкосновения и произвести запуск С-71М «Монохром» по разведанным целям в глубине обороны противника.

А вот говорить о том, что БПЛА будет действовать над вражеской территорией, явно преждевременно, ведь ход боевых действий непредсказуем и какими бы выдающимися характеристиками, в том числе по малозаметности, не обладал «Охотник», всегда есть риск потерять машину даже не из-за воздействия ПВО противника, а из-за технических неисправностей. Можно не сомневаться, что российские военные и ОКБ Сухого – разработчик С-70 «Охотник» и С-71 – меньше всего хотят, чтобы противнику достались обломки новейших беспилотников. Поэтому когда начнется боевое применение С-70, однозначно будут приняты все меры, чтобы исключить попадание к противнику хоть какой-то информации о новейшем российском беспилотнике. Впрочем, все то же самое относится и к истребителю Су-57, многие характеристики которого до сих пор являются секретными.

«Длинная рука» российских ВКС.

Использование С-71М «Монохром» однозначно увеличит возможности российской авиации, позволяя им «доставать» цели на весьма большой дальности. И хотя в настоящее время и так проблем с этим нет, однако отпадет надобность тратить дорогостоящие «Искандеры» и «Кинжалы» на те цели, которые смогут быть поражены менее дорогими С-71. К тому же данный боеприпас наверняка будет проходить постоянную доработку, что расширит область его применения.

В перспективе не исключается появление палубного варианта С-70 «Охотник», так что новые возможности получит и российский ВМФ. В настоящее время палубные БПЛА активно обживаются на авианесущих кораблях США, Турции, экспериментируют с ними и другие страны. Вне всякого сомнения, палубные беспилотники ожидает большое будущее, поэтому, чтобы не оказаться в числе догоняющих, России уже сейчас надо всерьез рассматривать это направление развития флота. Тем более, что страна располагает требуемой материальной частью: авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» после ремонта и перевооружения вернется в строй до конца года, примерно в тоже самое время планируется начать производство С-70 «Охотник». Если заняться разработкой палубной модификации БПЛА уже сейчас, то через несколько лет «Адмирал Кузнецов» имеет все шансы усилить свое авиакрыло стелс-беспилотниками с дальнобойными С-71М «Монохром».

Но самая главная задача на сегодняшний день, это скорейшее доведение «до ума» С-71, которые смогли бы показать свои возможности в рамках СВО. Подобный боеприпас, несомненно, очень пригодился бы в зоне спецоперации, дополнив и расширив ассортимент применяемого ВКС России дальнобойного, высокоточного оружия.

СВО
1,21 млн интересуются