Оценка логистического оператора как подрядчика и партнера включает анализ коммерческого предложения (КП). Не единичны кейсы, когда заказчики выбирают 3PL-провайдера субъективно — только по цене. Тарифы — острая и наболевшая тема, ведь различия между фактической стоимостью услуг и ценами в коммерческом предложении обостряют отношения между клиентом и подрядчиком, создают ложное представление об аутсорсинге.
С оглядкой на эту проблему появилась идея написать статью, из которой вы узнаете 11 составляющих успешного ТЗ (технического задания) для 3PL-операторов. Если следовать им, вы получите тарифы, приближенные к фактической стоимости — к той, что появится спустя первые месяцы работы.
Ожидания логистических провайдеров
3PL-операторы рассчитывают тарифы индивидуально под каждого клиента, поскольку операционные затраты от проекта к проекту меняются. Из-за того, что задачи, набор и логика операций в них уникальны, 3PL-провайдеры не разрабатывают унифицированную тарифную сетку.
Вместо этого на первом этапе переговоров операторы отправляют заказчикам бриф, который впоследствии помогает раскрыть клиентский запрос. В составе анкеты существуют «must» пункты, определяющие реалистичность цен:
1.Категория товаров
Основа основ. Она строит технологию складских операций, рассчитывает объем трудовых, временных и материальных ресурсов, которые поддерживают работу в активной фазе.
Представим, вы ищите 3PL для Pharm-продукции — лекарства, БАДы, лечебно-профилактическое питание, медицинские приборы. Для хранения 85% стока нужны холодильные камеры, где тариф на размещение выше, чем при использовании стеллажных систем в зоне сухого склада. Одежду, например, оператор может хранить на вешалах или в мелкой ячейке: и там, и там тарифы тоже будут разными.
У категорий есть «побочный» эффект — они умеют увеличивать количество складских операций. Например, товары с «Честным знаком» дополнительно сканируются или перемаркируются, добавляя финансовую нагрузку владельцу груза.
2.График работы
Сообщите в ТЗ, когда вы планируете отправлять поставки и заказы на склад: сколько дней в неделю, в какие часы и какое время. Оператор мобилизует ресурсы под тайминг — выделит персонал и технику.
В МОЛКОМ классический режим работы — с 09:00 до 18:00. Он синхронизирован с графиком смены сотрудников склада. В этот период они обрабатывают грузы, делают подбор, комплектацию, отгрузку отправлений и т. д. В то же время по запросу некоторых клиентов МОЛКОМ «включает» режимы 12/5, 12/7 или 24/7. Эти опции 3PL-операторы закладывают в тарифы, ведь, согласно ТК РФ, работа складских сотрудников в ночную смену, в выходной или праздничный день оплачивается с повышенным коэффициентом.
3.Количество артикулов, хранимых на складе
Количество товарных групп и артикулов дадут понимание оператору — где и какой объем площадей выделить под хранение стока и каким получится тариф.
Существуют разные виды ячеек хранения — палетная, полочная, напольная. Эффективная для вашего проекта зависит от товарной категории, единицы учета и ее весогабаритных характеристик, а также от того, как продукция отгружается со склада — поштучно, коробами, палетами.
3PL-операторы по-своему могут тарифицировать ячейку — за один квадратный или кубический метр, за размер полки/палетоместа. Провайдеры часто хранят товары монопалетами. В МОЛКОМ универсальное палетоместо имеет фиксированную стоимость за хранение, поэтому ВГХ складской единицы учета способны менять не только топологию, но и тарифы.
Допустим, продавец хранит товары на складе 3PL-оператора на одной евро- и двух финских палетах, которые по размеру и весу превышают евроформат. В среднем, ячейка вмещает три европейские монопалеты. Получается, что в этом кейсе будут задействованы 2 ячейки: в одной появятся 2 палеты в силу больших размеров, а в соседней — еще одна. Если бы клиент изначально отправил 3 европалеты, то ему понадобилась бы только 1 ячейка, а значит, и тарифы были бы другими.
Поэтому, желая получить точный расчет стоимости хранения, сообщите провайдеру еще и пункты под номерами 4 и 5.
4.Вид складской единицы учета: палета, короб, штука или упаковка.
5.Весогабаритные характеристики складской единицы товара: средняя масса, длина, ширина и высота.
6.Количество зарезервированных мест хранения
Заранее расскажите оператору о сезонных всплесках продаж или запусках новых ассортиментных групп, которые повышают объем запасов и спрос на складские площади. Если, конечно, это в ваших планах. Тогда за вами зарезервируют места хранения и учтут в КП.
7.Характеристики единиц учета «при входе» на склад
Коммерческое предложение содержит раздел операций, связанных с приемом товаров. 3PL-оператор должен понимать, рассчитывая тариф обработки, с чем предстоит работать — какие микрооперации выполнять, сколько людей привлекать и какое оборудование использовать.
Детализируйте «портрет поставки» по пунктам:
- Среднее количество складских единиц учета, которые будут поступать на склад каждый месяц.
- Тип поставки — навалом, в коробах или на палетах. Если товары выгружаются на склад на палетах или в коробах, уточните их среднее количество и внутренний состав — микс- или моно.
- Весогабаритные характеристики поставки.
- Среднее количество товаров в одном коробе или усредненное число коробов на палете.
- Наличие маркировки и штрихкода (ШК) на ней:
Единицы учета без ШК усложняют приемку. Сотрудник склада завершит операцию только после идентификации товаров, коробов или палет. Это дополнительный процесс. Последствия очевидны: либо увеличится срок выполнения операции (в чем клиенты не заинтересованы), либо на участке появится больше сотрудников. Пересмотр тарифов обоснован в обоих ситуациях.
- Соотношение моно- и микспоставок:
На склад груз не всегда приходит монопалетами или монокоробами. В расчете тарифов на обработку смешанных поставок оператор учитывает количество артикулов в одном коробе/на одной палете. Провайдер правильно распланирует нагрузку и затраты, если будет знать соотношение моно- и миксгрузов.
8.Скорость приемки поставки
Усредненное по рынку время обработки товаров «на входе» — 24 часа. Заказчики со спросом на ускоренную приемку должны быть готовы к тому, что операторы за дополнительный сервис могут применить повышенный коэффициент.
9.Характеристики единиц учета «при выходе» со склада
Среднее количество заказов на отгрузку за один месяц и среднее число артикулов в заказе — без этих параметров бессмысленно отправлять оператору ТЗ.
Как и при приемке, уровень сложности и стоимость комплектации и упаковки вновь зависят от формы и содержания операций. Взять готовую палету из ячейки, отсканировать на ней короба и отвезти в зону отгрузки проще, чем подготовить сборные короба из разных товаров или микспалеты.
Если в вашем проекте замиксованы моно и миксотгрузки, напишите в ТЗ их соотношение.
10.Упаковочный материал
Товарная категория, объем груза, канал отгрузки определяют вид упаковки — гофрокороб, стреппинг лента, сейф-пакеты и др. Чем детальнее нарратив, тем прозрачнее тарификация.
11.Дополнительные операции
Потребность в дополнительных операциях непостоянна. К ним относятся: переупаковка, перемаркировка товаров «Честным знаком», формирование и упаковка комплектов, печать и наклейка этикеток и др.
Клиенты часто пропускают этот пункт в ТЗ, аргументируя, что операции применяются выборочно — только для некоторых товарных групп. Но это в корне неверно. Если на момент обсуждения ТЗ сток не нуждается в таких манипуляциях, а вы знаете, что подобные кейсы возможны, предупредите 3PL-оператора. Объясните, какие операции и для каких артикулов требуются, в каком объеме. Так вы заранее проанализируете стоимость дополнительных услуг.
Что вы заберете с собой?
Перед вами шпаргалка или 11 ключей к подробным и обоснованным тарифам. Соберите статистику по этим критериями, тогда 3PL-операторам будет легче распланировать проект, разложить операции на составляющие и рассчитать стоимость, а вам удастся проанализировать и спрогнозировать собственные операционные расходы.
Будьте готовы, что 3PL-операторы с минимальными вводными заложат риски в расчет тарифов. То есть если выполняются определенные условия, то будет n-я стоимость. При различных отклонениях тарифы меняются.
3PL-операторы заинтересованы в росте клиентов, поскольку за ним стоит их собственное развитие. Обсуждение тарифов может быть дипломатичным, где стороны придут к компромиссу и сотрудничеству. Предлагаем начать наше с вами взаимодействие уже сейчас. Чтобы получить коммерческое предложение от компании МОЛКОМ, напишите письмо на почту sales@molcom.ru или позвоните по номеру +7 (495) 783-88-88.
Источник: блог логистического оператора МОЛКОМ.