Для старинного русского села Овстуг, что в 35 километрах от Брянска, 28 августа – день особый, престольный праздник, один из 12 самых главных православных праздников.
В церкви Успения Пресвятой Богородицы крестили Федора Ивановича Тютчева, будущего поэта-дипломата, достойного сына великой России. Его поэзия осталась нам как дар глубокого мыслителя, всецело преданного своему Отечеству.
Чтобы быть верным высокому идеалу, необходима твёрдая опора, и Тютчев находил её в христианской вере:
Растленье душ и пустота,
Что гложет ум и в сердце ноет, -
Кто их излечит, кто прикроет?..
Ты, риза чистая Христа…
Праздник Успения почитают и потомки Тютчевых Пигарёвы (ныне проживающие в Москве), поскольку предпочитают навещать родину своего знаменитого предка именно в эти дни. В 2018 году они привезли в подарок музею-заповеднику Ф.И. Тютчева настоящее сокровище – текст молитвы Святителю Дмитрию Ростовскому, записанный рукой матушки поэта Екатерины Львовны (в девичестве Толстой) во время проживания в Овстуге. Святитель Дмитрий Ростовский (1651-1709) – мудрый богослов и прекрасный проповедник, истинный интеллигент-бессребреник, фактически основатель российской исторической науки.
Екатерина Львовна была глубоко верующим человеком. Её младший сын Федя и по внешнему виду, и по внутреннему духовному строю чрезвычайно походил на свою мать, женщину замечательного ума. Она воспитывалась в доме графини Остерман; в этом вполне русском семействе преобладал французский язык. Однако господство чужой речи не исключало у Екатерины Львовны приверженности к русским обычаям и уживалось рядом с церковнославянским чтением псалтырей, часословов, молитвенников у себя, в спальной, и вообще со всеми особенностями русского православного быта.
Екатерина Львовна прожила долгую жизнь, после кончины супруга оставила Овстуг и переселилась в Москву, где и скончалась. В письмах к ней поэт пишет о сыновней любви, сердечной привязанности и благодарности к родителям. «Когда же наконец свидимся мы, любезнейшая маменька, с тем чтобы более не разлучаться? Куда как часто мне хочется отдохнуть под вашей кровлею, чтобы память про детство, про лучшее время жизни, не совсем испарилась, из души».
После очередной встречи с родителями Тютчев писал жене Эрнестине: «Со стороны родителей я встретил прежнюю привязанность ко мне; они, право, трогательны своею преданностью и покорностью. Они входят во все мои намерения, во все мои светские обязанности; они со всем соглашаются, со всем примиряются».
Жизнь по заповедям Божьим, осознанное желание творить добро Тютчев усвоил в семье. Любовь, верность, почитание старших, заботливое попечение о младших – вот нравственная основа русского семейства. Ничто не смогло в будущем омрачить в поэте сознания правды. Свет родительского очага будет помогать различать добро и зло, правду и ложь, разоблачать тьму противоречий между нравственным идеалом и земной жизнью:
О, вещая душа моя,
О, сердце, полное тревоги,
О, как ты бьёшься на пороге
Как бы двойного бытия!..
Этот крик сердечной боли, как бы невольно вырвавшийся из души поэта, разрешается через несколько строк воплем скорби и верующего смирения:
Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые –
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть…
Сама способность смирения, этой очищающей силы, служила залогом высших свойств его существа. После кончины отца потрясённый сын обратится к матушке: «Бедная моя маменька, в каком состоянии должны были находиться вы… Я на опыте уверился, что значит остаться одному у постели умирающего, который нам дорог… Но вы, я счастлив, что могу сказать себе это, вы имели поддержку в вашей неколебимой вере в бога, - и эта божественная помощь не могла изменить вам в столь страшном испытании. Я хорошо сознаю это. Лишь там источник всяческой силы и всяческой покорности».
В системе ценностей Тютчева высокое положение занимают милосердие, глубинное страдание. Поэт был уверен, что без сострадания не может быть русской культуры:
Когда сочувственно на наше слово
Одна душа отозвалась –
Не нужно нам возмездия иного
Довольно с нас, довольно с нас…
Страдание есть неизбежный спутник человека. Поэту пришлось испытывать его довольно часто. Для чего оно даётся человеку? Для того, чтобы пережить муки за отступление от нравственного закона, за недостаток добра и любви в человеческих отношениях, за дисгармонию мира и само несовершенство мира. Тютчев видел в страданиях целительный смысл, он верил в то, что страдание очищает душу. Если душа жива, она преодолевает и физические страдания, и духовные:
О Господи, дай жгучего страданья
И мертвенность души моей рассей…
Тютчев будет так же, как и его родители, заботиться о духовном развитии своих детей. Дочь Екатерина переведёт на английский язык проповеди митрополита Московского Филарета, познакомит европейцев с вершинами русской богословской мысли.
Дочь Мария откроет для крестьянских детей школу в Овстуге. Доброта, Сострадание, Милосердие, Прощение, Совесть, Раскаяние, Любовь, Честь – национальный идеал, ярко высвеченный философией и поэзией Ф. Тютчева:
Пошли, Господь, свою отраду
Тому, кто жизненной тропой,
Как бедный нищий – мимо саду –
Бредёт по знойной мостовой.
Н. Г. Дебольская, Овстуг.