Найти тему
Чебурашка

Спин-оффы против оригинала или почему Star Wars Jedi: Fallen Order одна из лучших видеоигр по вселенной Звёздных Войн

Оглавление

Вселенная «Звёздных Войн» привлекает внимание разработчиков видеоигр с самого зарождения игровой индустрии. На сегодняшний день известно немало проектов, выполненных в самых разных формах, в том числе немало видеоигр, представляющих собой сюжетные приключения – один из самых интересных на наш взгляд жанров, позволяющих не только снова погрузиться в атмосферу любимой вселенной, но и расширить её границы относительно оригинальных шести кинофильмов.

На этом канале вышло уже около десятка обзоров игр по Звёздным войнам, среди которых есть и сюжетные приключения. В том числе мы делали достаточно подробный обзор «Star Wars Jedi: Fallen Order» (далее просто Fallen Order), где разбирали многие аспекты этой видеоигры. Fallen Order привлёк наше внимание не только интересной историей и любопытным геймплеем. На наш взгляд Respawn Entertainment удалось создать одну из самых непротиворечивых видеоигр по отношению к оригинальным шести кинофильмам. Рассказывая про падавана, не успевшего закончить обучения из-за Приказа 66, Fallen Order в отличие от многих родственников по жанру, очень удачно встраивает возможности главного героя в логику киновселенной. Причём как в сюжетном, так и в геймплейном ключе.

В статье мы попробуем сравнить уровень мастерства персонажей видеоигры с навыками и умениями героев киносаги. Поскольку Fallen Order рассказывает нам историю джедаев, основной акцент мы сделаем на оценке боевых навыков адептов Силы.

Дуэли на световых мечах. Сила и фехтование

Про дуэли на световых мечах уже очень много сказано, снято и написано. Фанаты Звёздных войн пишут фанфики и целые книги, придумывают правила боя, составляют топы и т.д. Поскольку большинство игроков фанатами Звёздных Войн не являются и с событиями расширенной вселенной не знакомы, мы не будем углубляться в дебри; сравнивать видеоигры мы будем только с оригинальными шестью кинофильмами. Также мы не будем говорить о стилях и формах боя на световых мечах, так как для оценки рассматриваемых проектов это не требуется. Мы выделим только два критерия по которым будем сравнивать поединки, а именно мастерство фехтования и владение Силой.

Есть мнение, что Джордж Лукас не питал особой любви к схваткам с применением холодного оружия, поэтому хореографической проработке дуэлей на световых мечах в оригинальной трилогии не уделяли особого внимания. Ситуация резко поменялась во время съёмок приквелов, когда ответственным за постановку назначили каскадёра и хореографа Ника Гилларда. Именно он впервые осмыслил как должны вести бой люди, обладающие исключительной силой, ловкостью и реакцией, а также имеющие такое уникальное оружие как почти невесомый световой меч.

Ник Гиллард (крайний справа) и его артисты на съёмках I эпизода. С этой сцены начался новый период в постановке дуэлей на световых мечах
Ник Гиллард (крайний справа) и его артисты на съёмках I эпизода. С этой сцены начался новый период в постановке дуэлей на световых мечах

Под руководством Гилларда дуэли на световых мечах вышли на принципиально новый уровень и нужно ли говорить, что схватки в оригинальной трилогии по сравнению с дуэлями в приквелах стали выглядеть блекло. В логику киноэпопеи такой парадокс лёг замечательно. После Приказа 66 и ликвидации ордена джедаев очевидно была утрачена и школа воспитания новых последователей, что мы видим в IV, V и VI эпизодах. В трилогии приквелов зрителям показывают многочисленный Орден джедаев с множеством обученных последователей, поэтому Лукас хотел, чтобы бои на световых мечах в новых кинофильмах выглядели эффектнее чем в оригинальной трилогии. Таким образом, для определения максимального уровня дуэльного искусства мы будем рассматривать только первые три эпизода.

Высокий уровень фехтования характерен практически для всех дуэлей приквелов, однако самым эффектным и совершенным противостоянием для большинства любителей Звёздных Войн считается схватка Энакина и Оби Вана. Во время дуэли на Мустафаре зрители видят бой не просто двух джедаев, но двух опытных боевых командиров у которых за плечами участие в Войнах клонов и не один десяток сражений. И Оби Ван и Энакин демонстрируют выдающиеся реакцию и скорость принятия решений; они отлично пользуются окружением для получения преимущества, постоянно перемещаются, поддерживая при этом высокую интенсивность атак.

Энакин против Оби Вана (Звездные войны: Эпизод III – Месть ситхов, 2005) – высшая точка развития саги как в отношении хореографии, так и в отношении драматургии. Противники ведут бой в высочайшем темпе, демонстрируя исключительный уровень фехтования
Энакин против Оби Вана (Звездные войны: Эпизод III – Месть ситхов, 2005) – высшая точка развития саги как в отношении хореографии, так и в отношении драматургии. Противники ведут бой в высочайшем темпе, демонстрируя исключительный уровень фехтования

Силу же ни Оби Ван ни Энакин не используют активно, главным образом, полагаясь на световой меч, поэтому рассматривать их схватку для определения максимального уровня боевого применения Силы мы не будем. Куда лучше для этой цели подойдёт другая дуэль, показанная Лукасом в III эпизоде, а именно схватка самых сильных представителей светлой и тёмной стороны во всей киноэпопее – Палпатина и Йоды.

Противостояние Владыки ситхов и старейшего магистра джедаев зрители наблюдали на протяжении всей трилогии приквелов (в некоторой форме и в оригинальной трилогии тоже) и вот в конце III эпизода нам показали их схватку. Надо ли говорить, что этот бой существенно отличался от дуэли Энакина и Оби Вана, как, впрочем, и от всех дуэлей на световых мечах. Если новоиспечённый Дарт Вейдер и его незадачливый бывший учитель, главным образом, мерились навыком владения световым мечом, то Йода и Палпатин, в основном использовали Силу. Особенно в этом деле преуспел Палпатин. Именно он демонстрировал высочайший уровень владения Силы, когда в зале заседания сенаторов бросал в Йоду платформы; в рамках киноэпопеи ни до, ни после никто не показывал ничего подобного. Тот же Йода смог перехватить только одну платформу; и времени для того, чтобы бросить её в противника джедаю понадобилось больше.

Палпатин против Йоды (Звездные войны: Эпизод III – Месть ситхов, 2005). Владыка ситх одновременно поднимает в воздух несколько тяжёлых платформ, находящихся у него за спиной. Ни до, ни после ни один ситх или джедай не демонстрировали такого владения Силой
Палпатин против Йоды (Звездные войны: Эпизод III – Месть ситхов, 2005). Владыка ситх одновременно поднимает в воздух несколько тяжёлых платформ, находящихся у него за спиной. Ни до, ни после ни один ситх или джедай не демонстрировали такого владения Силой

Таким образом мы принимаем, что наивысший уровень фехтования в кинофильмах по Звёздным Войнам был показан в дуэли Энакина и Оби Вана, а наивысший уровень владения Силой в схватке Палпатина и Йоды. Отталкиваясь от этих двух поединков, мы будем оценивать мастерство джедаев и ситхов, показанных нам в видеоиграх.

Мастерство адептов Силы и игровые условности

Проблемы видеоигр о которых будет идти речь касаются, главным образом, спин-офоф основной истории, а именно событий между III и IV эпизодами киносаги. Очевидным образом при разработке экшенов авторы стараются создать как можно более эффектных персонажей, наделяя их выдающимися боевыми навыками, причём как в отношении сюжета, так и игрового процесса. Зачастую для спин-оффа герои оригинала (шести эпизодов киносаги) становятся не просто вспомогательными, но и вторичными, после чего либо умышленно, либо непроизвольно, авторы показывают их весьма неприглядно по сравнению со своими персонажами.

Возможно, наиболее ярким примером вторичности героев оригинала по отношению к героям спин-оффа является Star Wars: The Force Unleashed. В геймплейном отношении игровой персонаж демонстрирует навыки, которым позавидовали бы и Йода, и Палпатин, и Дарт Вейдер в обоих своих вариантах. Он метает молнии, отбрасывает силой одновременно нескольких тяжёлых противников, высасывает из врагов жизнь, накладывает на себя неуязвимость и делает ещё много чего впечатляющего. Всё это, конечно игровые условности, которые не должны иметь большого значения в сюжетном аспекте, тем не менее на формирование представлений об уровне мастерства главного героя (Галена Марека, он же Старкиллер) они всё же влияют. В одном из эпизодов Старкиллер даже обрушивает на землю Звёздный разрушитель, вошедший в атмосферу планеты. Куда уж там Вейдеру и Палпатину с их покидушками, когда тут целый линкор с работающими двигателями.

В сюжетном отношении ситхам везёт ещё меньше. В концовке The Force Unleashed Вейдер и Палпатин отхватывают от Старкиллера страшно; можно сказать, что, когда Йода и Оби Ван были только на старте своей многоходовки, а Люк Скайуокер ещё пешком под стол ходил, Гален Марек уже мог навсегда решить проблему Галактики с деспотией ситхов. Надо ли говорить, что с логикой оригинала такое развитие событий в спин-оффе согласуется скверно. И способности Старкиллера и его история на фоне сюжета киноэпопеи вызывают некоторое недоумение.

Star Wars: The Force Unleashed, 2008. Используя Силу, главный герой обрушивает на землю Имперский Звёздный Разрушитель
Star Wars: The Force Unleashed, 2008. Используя Силу, главный герой обрушивает на землю Имперский Звёздный Разрушитель

Отдельно следует обозначить, что игровые условности, которые призваны сделать прохождение увлекательным, в случае с The Force Unleashed работают как надо; благодаря эффектному геймплею игра оставляет очень приятные впечатления у игроков (по данным Steam на момент выхода статьи 7 347 игроков оставили отзыв на Force Unleashed; 76 % из них положительные). Играть за Старкиллера, который разносит всех и вся интересно, а плохая согласованность сюжета с первоисточником не имеет решающего значения, потому как видеоигры делают вроде как не для того, чтобы рассказывать истории; главное, чтобы было интересно играть. Тут надо повторить, что мы любим сюжетные приключения и считаем историю важной составляющей видеоигр. Тем не менее игра остаётся игрой и, если сюжет мешает геймплею, значит его надо менять. Казалось бы, этот тезис очевиден и спорить с ним бессмысленно, только вот действительно ли сюжет с игровым процессом помирить нельзя и рассчитывать на качественную историю в сеттинге любимой вселенной не приходится?

К счастью, у любителей сюжетных приключений уже есть отрицательный ответ на этот вопрос. Fallen Order примечателен именно тем, что разработчикам удалось создать увлекательный геймплей и рассказать интересную историю не нарушая логику киновселенной. Ни Кэл Кестис (главных герой) ни его спутники или противники не демонстрируют каких-либо навыков, вызывающих недоумение. С самим Кэлом всё понятно – он недоучившийся падаван, который, оказавшись во враждебном окружении, пытается выжить и для этого старается использовать максимум своих возможностей. Со временем он совершенствует свои навыки и решает всё более и более сложные задачи, однако практически ни разу за всю игру их масштаб не кажется чрезмерным.

Подробно игровой процесс Fallen Order разобран в видеоролике выше, сейчас стоит упомянуть только о скромном арсенале умений, которыми обладает главный герой. Толчок, замедление, бросок мечом и прочие навыки Кэла ни в какое сравнение не идут с молниями Старкиллера. Ни сам падаван, ни его спутники или противники не могут повторить то, что по силам главному герою The Force Unleashed; они не побеждают Императора и не сбивают Силой Звёздные разрушители. Тем не менее играть в Fallen Order ничуть не менее, а в ряде моментов даже более увлекательно. Чтобы не заниматься вкусовщиной, опять приведём данные Steam – на момент написания статьи на Fallen Order оставили 127 015 отзывов из которых 88 % положительные.

Практически во время всей игры Кэл имеет дело с противниками, так сказать, «под стать». Это либо штурмовики, либо хищные животные, либо лёгкая военная техника. Удачно на наш взгляд подобраны и основные антагонисты главного героя – Вторая и Девятая сёстры, два имперских инквизитора перед которыми поставлена задача схватить Кела Кестиса и найти голокрон джедаев. Первое столкновение с инквизицией на Бракке едва ли не заканчивается гибелью Кэла; схватка с Второй сестрой складывалась для него неудачно и если бы не помощь экипажа «Богомола», то история падавана могла бы закончится в самом начале. По мере развития сюжета Кэл совершенствует свои навыки владения Силой и превосходит противников, побеждая в прямой схватке сначала Девятую, потом и Вторую сестру.

Надо ли говорить, что Второй и Девятой Сестре, да и всему Ордену инквизиторов далеко до главных героев киносаги по уровню владения Силой, поэтому успехи Кэла Кэстиса хоть и впечатляют, но не вызывают недоумения. Наоборот, мы видим, что по-настоящему серьёзным противникам падаван значительно уступает. Бой с Тароном Маликосом – настоящим джедаем, прошедшем через Войны Клонов, Кэл проигрывает; убить Маликоса главному герою удаётся только с помощью Сестры ночи Меррин. Впрочем, куда точнее будет утверждение, что это Меррин убивает Маликоса с помощью Кэла.

Тарон Маликос побеждает Кэла Кестиса (Star Wars: Jedi Fallen Order, 2019). Не смотря на длительное отсутствие практики, бывший магистр-джедай показывает куда более высокий уровень владения силой чем его противник.
Тарон Маликос побеждает Кэла Кестиса (Star Wars: Jedi Fallen Order, 2019). Не смотря на длительное отсутствие практики, бывший магистр-джедай показывает куда более высокий уровень владения силой чем его противник.

Куда мастеровитей по сравнению с главным героем выглядит и его спутник – Цере Джанда. Будучи рыцарем-джедаем, как и Маликос прошедшим через множество конфликтов во времена Галактической Республики, она смотрится намного солидней Кэла. Свои выдающиеся боевые навыки Цере демонстрирует на Нуре во время проникновения в Крепость Инквизитория. Она приковывает к себе основное внимание гарнизона, уверенно справляясь с противниками, которые вызывали большие трудности у Кэла. Именно она смогла оказать более-менее адекватное сопротивление Дарту Вейдеру. По крайне мере она смогла выдержать несколько секунд прямой схватки на световых мечах, чего Кэлу не удалось.

Цере Джанда против трёх чистильщиков (Star Wars: Jedi Fallen Order, 2019). Рыцарь-джедай быстро и уверенно расправляется c противниками, которые всегда вызывали проблемы у Кэла Кестиса
Цере Джанда против трёх чистильщиков (Star Wars: Jedi Fallen Order, 2019). Рыцарь-джедай быстро и уверенно расправляется c противниками, которые всегда вызывали проблемы у Кэла Кестиса

Маликос и Цере будучи значительно сильнее Кэла Кэстиса, тем не менее не демонстрируют боевых навыков, позволивших поставить их в один ряд с главными героями киносаги. Фехтование в Fallen Order, как и в других сюжетных приключениях, оценить можно только в кат-сценах, т.к. во время игрового процесса на первый план выходят условности, которые обеспечивают интересную боёвку. Маликос в схватке с Келом ведёт бой в довольно низком темпе; мы видим, что по интенсивности атак и скорости принятия решений бывший магистр-джедай не идёт ни в какое сравнение с Энакином и Оби Ваном.

Фехтование Тарона Маликоса (Star Wars: Jedi Fallen Order, 2019). В этой сцене видно, что скорость реакции и интенсивность действий бывшего магистра-джедая значительно уступает мастерству Оби Вана и Энакина
Фехтование Тарона Маликоса (Star Wars: Jedi Fallen Order, 2019). В этой сцене видно, что скорость реакции и интенсивность действий бывшего магистра-джедая значительно уступает мастерству Оби Вана и Энакина

Кэла Маликос побеждает с помощью Силы. Он уверенно парирует атаки падавана, регулярно метает в противника булыжники и с лёгкостью обрушивает каменные колонны. Это вполне уровень магистра-джедая времён Галактической Республики; что-то подобное демонстрировал Оби Ван на Утапау и Дуку на Геонозисе. При этом до уровня Йоды и Палпатина Маликос явно не дотягивает; по крайне мере у зрителей нет оснований для того, чтобы утверждать обратное.

Цере оценить намного проще чем Маликоса, поскольку сценаристы Fallen Orden подарили игрокам её прямое столкновение с Дартом Вейдером. Как уже было сказано, сил рыцаря-джедая хватает только для того, чтобы непродолжительное время сдерживать Лорда ситхов, который превосходит Цере во всём. Только совместными усилиями главным героям удаётся сбежать из крепости и сохранить голокрон джедаев у себя.

Вообще, появление Лорда ситхов в финале Fallen Order – один из самых эффектных моментов всей истории; Вейдер предстаёт перед игроками как неудержимое зло, которому невозможно нанести вред. Кэл на фоне Вейдера выглядит вовсе беспомощным, Цере ещё как-то сопротивляется, но ни о какой победе над Вейдером в Fallen Order и речи не идёт. Спастись из Крепости Инвизитория главным героям удаётся только благодаря смекалке Кэла, который разбивает защитное стекло подводного тоннеля и пускает внутрь воду. Воспользовавшись коротким замешательством Вейдера, герои покидают крепость.

Конечно, как и любой спин-офф, Fallen Order совсем не про главных героев киносаги. Сценаристы рассказывают игрокам свою историю, однако короткий эпизод с Дартом Вейдером демонстрирует их уважение к оригиналу, чем, к сожалению, могут похвастаться не многие современные (и не только современные) проекты по Звёздным Войнам. На вопрос: «Можно ли в рамках ответвления от основной истории создавать интересных персонажей и при этом не приносить в жертву героев оригинала», сценаристы Fallen Order уверенно отвечают: «Да, можно»!

Итог

Таким образом, Star Wars Jedi: Fallen Order представляет собой видеоигру, где замечательным образом сочетается жанровая специфика, наличие сильного главного героя и уважение к оригиналу. Кэл Кэстис в ходе своей истории проходит длинный и трудный путь от падавана-недоучки до рыцаря-джедая. Одерживая победы и терпя поражения, он постоянно совершенствуется, и, в конце концов, добивается успеха, добывая голокрон джедаев и побеждая своего главного противника – Вторую сестру Ордена Инквизиции.

При этом Кэл не демонстрирует каких-либо сверхэффективных навыков, представляющих его как великого джедая. Масштабные задачи, такие как победа над Тароном Маликосом и проникновение в Крепость Инквизитория Кэлу удаётся решить только при помощи более опытных и мастеровитых спутников, которые всегда приходят на помощь в критический момент. В свою очередь даже они оказываются бессильными перед Дартом Вейдером – главным героем киносаги, что показывает уважение сценаристов из Respawn Entertainment к первоисточнику.

Геймплей Fallen Order удачно вплетён в повествование, а игровые условности практически не противоречат логике оригинальной вселенной. Возможно, именно в этом секрет этой замечательной видеоигры. Игры, которая получила признание как у любителей сюжетных приключений, так и у фанатов Звёздных войн. Игры, которая показала, что даже в смутное время владычества Disney по вселенной Звёздных войн могут выходить достойные проекты.