Найти в Дзене
My Decor Room

Стиль «Чиппендейл»

Рисунок Томаса Чиппендейла. Музей Метрополитен.
Рисунок Томаса Чиппендейла. Музей Метрополитен.

Томас Чиппендейл (крещён 5 июня 1718, Отли, Западный Йоркшир, Англия — 13 ноября 1779, Лондон) — крупнейший мастер английского мебельного искусства эпохи рококо и раннего неоклассицизма периода среднегеоргианского стиля. Мебель этого мастера изготавливалась из красного дерева и отличалась сочетанием рациональности, ясности формы и декоративности с использованием мотивов восточного искусства. Мебель Чиппендейла приобрела такую популярность, что в историю искусства прочно вошло понятие «стиль чиппендейл».

Томас Чиппендейл родился в июне 1718 года, в Отли в Западном районе Йоркшира Англии. Он был единственным ребёнком столяра и мастера-мебельщика Джона Чиппендейла и его первой жены Мэри. Семья Чиппендейл долгое время занималась столярным ремеслом, поэтому Томас, скорее всего, получил начальные навыки у отца, хотя считается, что он также обучался у Ричарда Вуда в Йорке. 19 мая 1748 года он женился на Кэтрин Редшоу в капелле Святого Георгия в Мейфэйре, у них было пятеро сыновей и четыре дочери.

В 1749 году Томас Чиппендейл снял скромный дом недалеко от Ковент-Гарден. В 1752 году он переехал в Сомерсет-Корт, недалеко от Стрэнда, нанял около двадцати рабочих и принялся за усовершенствование существующих форм мебели. В 1754 году Чиппендейл переехал на Сент-Мартинс-лейн, 60-62 в Лондоне, где в течение следующих шестидесяти лет функционировал семейный бизнес. В 1754 году он начал сотрудничество с Джеймсом Ренни, богатым шотландским купцом, который вложил деньги в его мебельное предприятие. После смерти Джеймса Ренни в 1766 году партнёром Чиппендейла стал Томас Хейг. Один из помощников Ренни, Генри Фергюсон, стал третьим партнёром, и таким образом фирма получила название «Chippendale, Haig & Co». На закате жизни Томас отошёл от дел, передав управление мастерской своему сыну Томасу Чиппендейлу Младшему (1749—1829).

China_Case. Рисунок Томаса Чиппендейла. Музей Метрополитен
China_Case. Рисунок Томаса Чиппендейла. Музей Метрополитен

В 1754 году Томас Чиппендейл стал первым мастером-краснодеревщиком, опубликовавшим альбом гравированных рисунков мебели, в том числе собственных проектов, под названием «Указатель для джентльмена и краснодеревщика» (The Gentleman and Cabinet Maker’s Director); в русской литературе также известен под сокращённым названием «Директор». Это иллюстрированный каталог, в который Чиппендейл поместил сто шестьдесят гравюр на меди с описанием пяти классических ордеров в архитектуре, которые он якобы применял для создания собственных проектов. В первом издании «Директора» представлены образцы мебели «Gothick, Chinese, and modern Tastes». Второе издание 1759 года дополнено новыми гравюрами и проектами. В третьем издании 1762 года число листов достигает двухсот с изображениями более 375 предметов мебели. Книга Чиппендейла была востребована самым широким кругом ремесленников и покупателей, что принесло автору популярность и значительную коммерческую выгоду. «Директор» также считается «первым всеобъемлющим торговым каталогом в своем роде».

Томас Чиппендейл предпочитал работать с неокрашенным, морёным и полированным красным деревом «махагони», используя в качестве декора преимущественно рельефную резьбу. Наиболее характерные черты мебели Чиппендейла: ажурные спинки стульев и кресел — идея, почерпнутая им из традиционной крестьянской мебели, использование китайских и готических мотивов, а также изогнутые ножки типа кабриоль. Томасу Чиппендейлу удавалось органично сочетать традиции рационализма английской крестьянской мебели, эстетики среднегеоргианского стиля, влияние французского рококо и восточного, главным образом китайского, искусства — модного в то время шинуазри. Близкие в стилевом отношении образцы создавали другие знаменитые английские мастера: архитектор Уильям Чеймберс и мебельщики Томас Шератон и Джордж Хэпплуайт. Двое последних и Томас Чиппендейл образуют, как иногда говорят, «большую тройку» в искусстве английской мебели. Но именно чиппендейловский стиль оказался наиболее успешным. Его характерные черты, или носители стиля, — прорезные «ленточные спинки» кресел и диванов, ножки типа кабриоль с утолщением и рельефным орнаментом в верхней части, а внизу — сделанные в виде когтистой лапы, сжимающей шар.

Карточный столик. Автор: Бенджамин Рандольф, Филадельфия, 1765-1775, красное дерево махагони, дуб. Музей Винтертур, Швейцария.
Карточный столик. Автор: Бенджамин Рандольф, Филадельфия, 1765-1775, красное дерево махагони, дуб. Музей Винтертур, Швейцария.

Иногда стиль чиппендейл именуют английским рококо, но он существенно отличается от французских образцов строгостью и рациональностью, хотя также изящен и лёгок. В сравнении с предыдущим стилем королевы Анны начала XVIII столетия, который весьма условно называют английским барокко, стиль Чиппендейла сдержаннее и камернее. В альбоме «Директор» Чиппендейл продемонстрировал свободное развитие темы рокайля, вариации и фантазии на восточные мотивы, S-образные завитки в сочетании с готическими элементами, античными акантами, изображениями китайских драконов и пагод. В пространных подписях к собственным проектам Чиппендейл с гордостью замечал: «Мало кто из мастеров может это исполнить».

В 1760-е годы под влиянием проектов Роберта Адама и фирмы «Адельфи» Томас Чиппендейл перешёл к более строгим решениям, отмеченным влиянием эстетики классицизма. Чиппендейл разработал оформление интерьеров и меблировки Харвудского дворца под Лидсом.

Подлинная чиппендейловская мебель отличается прочностью, высоким качеством обработки материала и удобством. Мебель Чиппендейла получила распространение на протяжении нескольких столетий, в том числе и в России. Трудно найти исторические интерьеры разных эпох и стилей, где бы не стояли чиппендейловские кресла, стулья или диваны. Наиболее полное собрание хранится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, другие — в Харвуд-хаус в Йоркшире, Пэкстон-хаус в Шотландии. «Чиппендейловские стулья» можно увидеть во многих интерьерах дворцов-музеев Санкт-Петербурга и пригородов.

В 1776 году управление бизнесом взял на себя Томас Чиппендейл Младший, позволив своему отцу уйти на пенсию. Томас-старший переехал в район, который тогда назывался Лобс-Филдс в Кенсингтоне. Он женился на Элизабет Дэвис в приходской церкви Фулхэма 5 августа 1777 года и стал отцом ещё троих детей. В 1779 году Томас Чиппендейл переехал в Хокстон, где умер от туберкулеза и был похоронен в церкви Сент-Мартин-ин-зе-Филдс 13 ноября 1779 года.

На сайте My Decor Room представлено несколько образцов мебели в стиле Чиппендейл.