Это моя рецензия сейчас будет. Посмотрел сериал прошедшей ночью. В ожидании поезда – отправлял маму в путешествие. Все пять серий (нестандартный размер), пришлось смотреть из-за обилия свободного времени и инертности «раз уж включил…» Зато получится честная рецензия.
Сразу предупрежу, что без спойлеров не обойдётся:
Какая-то секретная контора, если догадываться самостоятельно, то это Следственный Комитет, отправляет из Москвы в Санкт-Петербург одну талантливую Зою и в нагрузку к ней проблемного Тимофея. Зоя у нас вроде как профайлер, хотя в фильме она насчёт этой профессии постоянно брыкается и называет себя криминальным психологом. А вот всем гражданским, показывая удостоверение, всегда говорит, что она «специальный сотрудник следственного комитета» Тимофей же – нашкодивший убийством подозреваемого лейтенант.
Тут у меня к сценаристам вопрос большого размера: обязательно в завязке основного конфликта награждать главных героев проблемами, высосанными из большого пальца левой ноги всего криминального кинематографа? Настолько шаблонные проблемы у основных персонажей, что стыдно стало за коллег. Авторами сценария на проекте стали Владимир и Анастасия Мирзоевы. Владимир ещё и режиссёр сериала, что хорошо, ибо писал под себя. К сожалению, не для зрителя.
Я сразу заметил тенденцию – в каждой серии всего одно событие и всего один поворотный пункт. Это на серию длиной почти в час экранного времени! Если брать в расчёт стандартную драматургическую структуру, то за пять часов мне показали сюжет, которого бы хватило на один крепкий полнометражный фильм. И вот тут у меня вопрос: «А кто виноват?» Ответа в стиле «Что делать» не будет, ибо сам вопрос риторический. Просто представляю, как продюсеру принесли четыре растянутые до неприличия серии, а он подкупом, розгами, пряниками и шприцем выклянчил себе «ну хотя бы ещё одну». Так их и получилось пять. Серий. А продюсеров три.
Это распространённая, к сожалению, проблема современных сериалов – растянуть сюжет короткометражки на сезон в максимально возможное количество серий. Жвачка, она не только для ума бывает, но и для кошельков, когда её надуть в пузырь получается. Тут же продюсеры решили не рисковать полнометражным фильмом до двух часов, а пошли в ещё более тяжкое путешествие по принципу «мы лёгких путей не ищем». А когда такое происходит, в недоумении остаётся зритель.
По сюжету в Питере наших засланных казачку и казачонка не ждут от фразы «Устроим ей ад!» Этот конфликт двух столиц, набивший уже оскомину, длится почти три серии из пяти. Поворотов там всего один, как я и предупреждал. Зато из этого клише авторы сшивают белыми нитками по чёрному характеру продажного журналиста весьма незамысловатую историю. Без изысков, без сюрпризов, по тем же штампам и лекалам уже снятого в мире кино о спорах, кто был раньше – женщины с низкой социальной ответственностью или создатели сенсаций из обычных мух. Непредсказуемость журналиста настолько неправдоподобна, насколько он быстр в согласии с поставленными ему условиями. Все конфликты на словах и разрешаются тут же, обещаниями пролюбить свой шанс.
Ещё одной главной ролью в сериале выступают те самые женщины с низкой социальной ответственностью. Коллективно. Их извращённым способом убивает и после бальзамирует маньяк. Причём сразу видно, что сценарий писали два автора, а кто что пишет не перечитывали. Ибо у маньяка в монологах одни причины такого издевательства над жрицами любви, у следователя и московских незваных гостей другие, а в конце версия третья. Нестыковка на уровне «люди ходят по тротуарам, а поезда по расписанию».
А маньяков в сериале аж двое. И второго раскрывают всего за одну серию – последнюю. Думаю, у авторов была задумка в другом, но вмешался коллективный продюсерский разум со своим желанием «Снимем длиннее, получим сытнее». Авторы, конечно же профессионалы, но вестись на продюсерский развод по длине проекта – так себе дыры на карме. Получилось местами непонятно, а в конце несуразно. Просто взяли и порешили сюжет быстрым объяснением прошлого маньяка. Зато первый остался жив, хоть и ранен. И не говорите, что это задел на второй сезон!
В общем, сюжет получился весьма посредственным, коротким для пяти почти часовых серий и сумбурным. Параллельные сюжетные линии за исключением истории главной героини остались теми белыми нитками, что так не любят профессионалы. Владимиру и Анастасии Мирзоевым дал бы совет: «если решились писать на одну тему и раскрывать её, не ведитесь на уговоры продюсеров растягивать историю на доступный бюджет». Всегда получается плохо. Нудно и скучно.
Владимир Мирзоев – театральный режиссёр. Но с образностью и художественными задачами справился. Только вот эти все вставки, о которых в начале каждой серии предупреждают как об обилии эротического насилия, именно насилием и являются. Для глаз и разума. Застывшие картинки обнажённых манекенов не развивают и без того загнанный на длинную дистанцию сюжет, а вызывают рефлекторное движение пальцев нажать на ускоренный просмотр. Лучше бы поработали над характерами главных героев, довели до понятного образ основного маньяка, чем заниматься подростковым рукоблудием. Режиссёр вы хороший, а писать сценарии лучше отдайте специально обученным людям.
Про актёрский состав. В роли не то профайлера, не то криминального психолога, не то спецагента снялась Анастасия Евграфова. Я других работ актрисы не помню или не смотрел. Здесь же она старательно изображает то, что ей прописали родственники Мирзоевы. Делает Анастасия свою работу честно и добросовестно. Её характер держится на одном уровне достойно. Тут без претензий к актрисе, но с продолжающимся недовольством к режиссёру и его соавторше.
Тимофея у нас выдал Тихон Жизневский. Красив, фактурен, талантлив и такая проходная роль. Аж жалко! Жизневский старался на весь отпущенный богом талант. И художники по гриму постарались. Но герой оказался недописанным, не проработанным на уровне сценария. Поэтому интересному питерскому актёру, в принципе, играть было нечего. Диалогов море, а развернуться сценарные сети не пускают. Выбирая актёра, который одним взглядом на крупном плане может рассказать сразу всю серию, не дали этого сделать. Беда!
Единственный счастливчик во всей этой актёрской драме – Сергей Каюмович Шакуров. Вот кому прописали персонаж, что играть и смотреть приятно. Но мало. Думаю, что авторитет и требования самого актёра поставили авторов перед выбором – либо снимается, либо недоработки по всем фронтам. Учитесь, Мирзоевы, как авторитетом давить продюсеров. А вот Фёдору Лаврову, как и Жизневскому, не повезло. И образ для него привычный, без сюрпризов, и времени на экране немного. Хотя Фёдор, как и Тихон, могут выдать языком тела и лицевых мышц игру на два Оскара. Но не сложилось. Всё направили на хронометраж в ущерб качеству. Вот такое кино получилось.
Ещё рецензии от автора канала: