Найти тему
Сьеджин

Сериал «Игры» – карикатура на СССР в лучших традициях диванных специалистов

Просили давать обзоры на новинки, несите шариковые ручки расписаться. Посмотрел я первую серию вышедшего на Кинопоиске продукта «Игры». В аннотации к сериалу сказано:

«Бойкот, интриги — и талисман, растопивший миллионы сердец»

Но мои ожидания жёстко изнасиловали.

Кадр из сериала "Игры" от Кинопоиска, розлива 2024 года
Кадр из сериала "Игры" от Кинопоиска, розлива 2024 года

Чтобы понять замысел авторов, профессионалу достаточно посмотреть первые десять–двадцать минут фильма. Я честно осилил всю первую серию. Когда работал редактором, перебирая потоки сознания вольных сценаристов в поисках бриллианта, или хотя бы, самородка под огранку, то быстро понял принцип первых десяти страниц. Это такая практика у набивших глаз редакторов – по первым десяти минутам составить представление о потенциале истории, возможностях автора и годноте всего присланного. Работает безотказно. А первые десять страниц в современном сценарном формате это как раз и есть десять минут экранного времени. Удобно.

Заточенный и подготовленный глаз сразу видит, где история проседает, каким языком написана, есть ли крючки и зацепки, насколько правдивы в своих речах и действиях персонажи. Первую серию «Игр» в час экранного времени я посмотрел сознательно мужественно. Вместо обещанных интриг мне явили наспех скомканные конфликты, высосанные из явно посиневшего от губного насилия пальца. Это же какой уровень должен быть у сценаристов проекта, чтобы из детского футбольного мячика раздуть неприязнь на уровне государственной ненависти?

По правилам драматургии нам в самом начале представляют главных героев. Таким оказывается Игорь Зорин в исполнении Григория Верника – сына популярно актёра Игоря Верника. Авторы впихнули в этого персонажа подростковый бунт и показали его через насмешку над вождём мирового пролетариата в лице кошек. Ход весёлый, но и откровенно пошлый. Наш герой обливает памятник Ленину настойкой валерианы, уделяя особое внимание промежности бронзового изваяния. Это первая конфликтная сцена сразу же показывает уровень будущего юмора создателей. Ничего святого – и я не о промежности вождя. Я о том, что об исторических реалиях надо писать так, как это было на самом деле, не используя современных скобрезностей стендаперов.

Кадр из сериала "Игры" от Кинопоиска, розлива 2024 года
Кадр из сериала "Игры" от Кинопоиска, розлива 2024 года

Далее наш герой встречается с папой в исполнении Алексея Серебрякова. Извечный конфликт отца с сыном, вполне понятный, от того что намалёван схематично-дежурными мазками. Батя пытается воспитывать, а сынок от воспитания уклоняется как в рекламе «Агуши» – «Я сам!» Отец тут же прибегает к шантажу: «Не сходишь туда, куда я позвонил и договорился, служить тебе в армии». И сынко покорно бредёт в олимпийский оргкомитет. Вот такой покорный бунтарь. От папки готов бежать куда угодно, только не Родину защищать.

Нам попутно представляют ещё одного ведущего персонажа – Виктора Ходакова в исполнении Игоря Костолевского. По задумке авторов сериала это единственный персонаж, который и стадионы строит, и деньги у Генсека клянчит, и в лужах разворованного бюджета ноги мочит. А ещё у него есть помощница Ирина Светлова в исполнении Марии Карповой. Неусидчивая невростиничка, которая вместе с шефом весь олимпийский СССР своими руками строит и вместе с шефом к Генсеку на охоту мотается. Не подвернулся им обоим главный подросток истории Игорёк, носила бы хрупкая дамочка тяжёлые папки с документами, если не на руках, но на обрывающихся нервах. А нервы у неё торчат из каждой реплики, каждого шага, поворота головы и шевеления ушей.

Вот с такой героиней во дворе олимпийского оркомитета и встречается главный герой. Мальчику, готовому косить от армии по папиному блату очень хочется поиграть в мячик с пионерами на полтела ниже его по возрасту. Бунтарь, поивший дворовых кошек настойкой валерианы, закупленной во всех аптеках города в неимоверном количестве пятидесяти флаконов – а именно так сценаристы и сказали устами эпизодника-милиционера, естественно не может пройти мио мячика. Как собачка, которая видит в руках хозяина палку. Ничего не может с собой поделать и лает на корягу. И мячик из этой детской вводной характера персонажа летит прямиком в ответственную работницу и правую руку строителя всея советской олимпиады, выбивая из её рук важнейшие документы.

Кадр из сериала "Игры" от Кинопоиска, розлива 2024 года
Кадр из сериала "Игры" от Кинопоиска, розлива 2024 года

Вот такая завязочка у господ сценаристов в сериале «Игры». А далее эти господа пускаются уже не просто во все тяжкие, а наитягчайшие исторические ляпы. Закончив с карикатурой главных героев, авторы выпускают всю отложенную мощь нездоровой фантазии в изображение советской бюрократии. Тут и без нестыковок с характером главного героя не обходится. Игорёк так лихо показывает управленческие качества, что ни промежность вождя, ни пятьдесят оттенков валерианы, ни инстинктивное владение мячом не вяжутся с той прыткостью, которой позавидуют мошенники международного масштаба. Меня сей факт выбил из состояния критического мышления в состояние возмущения издевательством над здравым смыслом.

А дальше больше. Карикатуристы принялись за всю советскую систему, изобразив её в виде квеста по копированию документов. Для исполнения сего простого действия начальница, до колик в сером веществе невзлюбившая юного работника за тот злополучный мячик, рассказывает алгоритм действий из семнадцати походов по кабинетам и коридорам. Авторы, не имея ни малейшего представления о действительности сорокачетырёхлетней давности, понабрали баек из интернета и все их поселили в стенах выдуманного олимпийского оргкомитета. Большего идиотизма о советской бюрократии я не видел, даже, у заклятых врагов. Из действительно имевших место перегибов с отчётностью и секретностью авторы вместо работы мозгами поработали лёгкими и раздули слона и кита в одном флаконе.

Как человек живший в то время, помню прекрасно олимпиаду, подготовку к ней, волнения и ожидания. Помню Леонида Ильича Брежнева тех времён. Генсек уже был болен, но в 1980 году выглядел и звучал ещё вполне уверено и живо. Мне же в сериале явили Брежнева в замаскированном лице Юрия Стоянова. Тут, при всём уважении к мастеру, никакого напряга сыграть исторически правдивого вождя страны не наблюдается. Вместо реальной исторической фигуры мне явили куклу из передачи «Аншлаг» в искусно парадийном облике. Настолько искусно сделанным, что стало противно. Стоянов влил в своего персонажа все карикатурные образы генсека, собранные разом из анекдотов, баек и придумок.

Кадр из сериала "Игры" от Кинопоиска, розлива 2024 года
Кадр из сериала "Игры" от Кинопоиска, розлива 2024 года

Но и этого авторам показалось мало. Издеваться, так издеваться, решили они и в первую же сцену появления в кадре карикатурного до брезгливости Брежнева влили все байки про олимпийского мишку с трудным выбором всей коммунистической партии – загонять бурого обратно в берлогу или таки дать улететь. Настолько это смотрелось пошло и неправдоподобно, что я отправил бомбардировку праведным гневом на карму авторов. И дело не только в пренебрежении историческими фактами, а ещё и в отношении к своей профессии. Если ты пишешь сценарий фильма по историческим событиям, то будь любезен изучить факты и поговорить со свидетелями тех самых событий. Не читай попсовую ерунду блогеров с псевдоисторическими обзорами. Они тоже факты собирают по сети и переиначивают их, чтобы не попасть за воровство текстов, а то и умышленно искажают ради хайпа на ненависти.

В итоге, после первой серии авторы донесли до меня смысл, что в СССР никто не хотел идти в армию, олимпийские объекты строил один красивый чиновник с помощницей невростиничкой, строители пилили бюджет на дренажных системах, страной руководил комик из поздней версии «Аншлага», гостиниц в СССР кроме «Метрополя», «Москвы» и «Интуриста» в столице нет и никто ничего не строил. Американцев обманывали старыми фотографиями и сказками о том, что в стране всё нормально. То есть нагнетание сложностей дошло к концу первой серии до того, что Генсек даёт распоряжение отказаться от проведения олимпийских игр. Потому что у него охота и отстрелом ручных кабанов он весь народ не накормит.

Режиссёром всего этого безобразия согласился стать Евгений Стычкин. Известный актёр, выбравший для продолжения карьеры режиссёрское кресло. Участия в создании сценария не принимал. По возрасту на шесть лет младше меня, значит, во время проведения Олимпиады-80 ходил в подготовительную группу детского садика. Помнить чётко бытовуху и поведение людей, тем более иметь представление о подготовке к событию века не может. А если согласился снимать по предложенному сценарию, да ещё и так хорошо, с художественной точки зрения, изобразил и усилил карикатурно-издевательский образ, значит, разделяет мнение и точку зрения сценаристов.

Кадр из сериала "Игры" от Кинопоиска, розлива 2024 года
Кадр из сериала "Игры" от Кинопоиска, розлива 2024 года

В конце первой серии главный герой носит папки… Он их носит половину серии. Больше заняться не чем. Наверное, авторы таким образом решили уберечь советских котов от пьянки, а сердечников от дефицита настоя валерианы. Так вот, с этими злополучными папками вся делегация из трёх строителей олимпиады едет на охоту вместе с дорогим Леонидом Ильичом. И так юный герой сериала устаёт от этих папок, что сотрудник КГБ разрешает ему поставить таки эти ненужные никому бумаги на стол с оружием.

Прислонённая к столу винтовка падает и наш герой…

Я в тот момент подумал, что винтовка упадёт и произойдёт самопроизвольный выстрел, который одним махом уничтожит корявую пародию на Брежнева, всё пренебрежение профессией сценаристами, издевательскую насмешку над историей режиссёром… Но ружью не дали упасть, а главного героя скрутили, уведя во вторую серию. Желания продолжить просмотр в организме не обнаружилось. А данная рецензия написана на свежую голову после ночи комплектовки мыслей в логический ряд.

В первой серии нам ещё сделали завязку героя-спортсмена. Тоже с драматургическими ляпами, условностью и штампами. Но представили его предварительно, думаю, что о способностях авторов уже можно писать диссертацию, поэтому в прогнозах на картонность героя ставлю в размере 100:1.

Из хорошего можно отметить только монтаж, операторскую работу, грим и костюм. Всё остальное в корзину. Всё, без исключений.