Просили давать обзоры на новинки, несите шариковые ручки расписаться. Посмотрел я первую серию вышедшего на Кинопоиске продукта «Игры». В аннотации к сериалу сказано:
«Бойкот, интриги — и талисман, растопивший миллионы сердец»
Но мои ожидания жёстко изнасиловали.
Чтобы понять замысел авторов, профессионалу достаточно посмотреть первые десять–двадцать минут фильма. Я честно осилил всю первую серию. Когда работал редактором, перебирая потоки сознания вольных сценаристов в поисках бриллианта, или хотя бы, самородка под огранку, то быстро понял принцип первых десяти страниц. Это такая практика у набивших глаз редакторов – по первым десяти минутам составить представление о потенциале истории, возможностях автора и годноте всего присланного. Работает безотказно. А первые десять страниц в современном сценарном формате это как раз и есть десять минут экранного времени. Удобно.
Заточенный и подготовленный глаз сразу видит, где история проседает, каким языком написана, есть ли крючки и зацепки, насколько правдивы в своих речах и действиях персонажи. Первую серию «Игр» в час экранного времени я посмотрел сознательно мужественно. Вместо обещанных интриг мне явили наспех скомканные конфликты, высосанные из явно посиневшего от губного насилия пальца. Это же какой уровень должен быть у сценаристов проекта, чтобы из детского футбольного мячика раздуть неприязнь на уровне государственной ненависти?
По правилам драматургии нам в самом начале представляют главных героев. Таким оказывается Игорь Зорин в исполнении Григория Верника – сына популярно актёра Игоря Верника. Авторы впихнули в этого персонажа подростковый бунт и показали его через насмешку над вождём мирового пролетариата в лице кошек. Ход весёлый, но и откровенно пошлый. Наш герой обливает памятник Ленину настойкой валерианы, уделяя особое внимание промежности бронзового изваяния. Это первая конфликтная сцена сразу же показывает уровень будущего юмора создателей. Ничего святого – и я не о промежности вождя. Я о том, что об исторических реалиях надо писать так, как это было на самом деле, не используя современных скобрезностей стендаперов.
Далее наш герой встречается с папой в исполнении Алексея Серебрякова. Извечный конфликт отца с сыном, вполне понятный, от того что намалёван схематично-дежурными мазками. Батя пытается воспитывать, а сынок от воспитания уклоняется как в рекламе «Агуши» – «Я сам!» Отец тут же прибегает к шантажу: «Не сходишь туда, куда я позвонил и договорился, служить тебе в армии». И сынко покорно бредёт в олимпийский оргкомитет. Вот такой покорный бунтарь. От папки готов бежать куда угодно, только не Родину защищать.
Нам попутно представляют ещё одного ведущего персонажа – Виктора Ходакова в исполнении Игоря Костолевского. По задумке авторов сериала это единственный персонаж, который и стадионы строит, и деньги у Генсека клянчит, и в лужах разворованного бюджета ноги мочит. А ещё у него есть помощница Ирина Светлова в исполнении Марии Карповой. Неусидчивая невростиничка, которая вместе с шефом весь олимпийский СССР своими руками строит и вместе с шефом к Генсеку на охоту мотается. Не подвернулся им обоим главный подросток истории Игорёк, носила бы хрупкая дамочка тяжёлые папки с документами, если не на руках, но на обрывающихся нервах. А нервы у неё торчат из каждой реплики, каждого шага, поворота головы и шевеления ушей.
Вот с такой героиней во дворе олимпийского оркомитета и встречается главный герой. Мальчику, готовому косить от армии по папиному блату очень хочется поиграть в мячик с пионерами на полтела ниже его по возрасту. Бунтарь, поивший дворовых кошек настойкой валерианы, закупленной во всех аптеках города в неимоверном количестве пятидесяти флаконов – а именно так сценаристы и сказали устами эпизодника-милиционера, естественно не может пройти мио мячика. Как собачка, которая видит в руках хозяина палку. Ничего не может с собой поделать и лает на корягу. И мячик из этой детской вводной характера персонажа летит прямиком в ответственную работницу и правую руку строителя всея советской олимпиады, выбивая из её рук важнейшие документы.
Вот такая завязочка у господ сценаристов в сериале «Игры». А далее эти господа пускаются уже не просто во все тяжкие, а наитягчайшие исторические ляпы. Закончив с карикатурой главных героев, авторы выпускают всю отложенную мощь нездоровой фантазии в изображение советской бюрократии. Тут и без нестыковок с характером главного героя не обходится. Игорёк так лихо показывает управленческие качества, что ни промежность вождя, ни пятьдесят оттенков валерианы, ни инстинктивное владение мячом не вяжутся с той прыткостью, которой позавидуют мошенники международного масштаба. Меня сей факт выбил из состояния критического мышления в состояние возмущения издевательством над здравым смыслом.
А дальше больше. Карикатуристы принялись за всю советскую систему, изобразив её в виде квеста по копированию документов. Для исполнения сего простого действия начальница, до колик в сером веществе невзлюбившая юного работника за тот злополучный мячик, рассказывает алгоритм действий из семнадцати походов по кабинетам и коридорам. Авторы, не имея ни малейшего представления о действительности сорокачетырёхлетней давности, понабрали баек из интернета и все их поселили в стенах выдуманного олимпийского оргкомитета. Большего идиотизма о советской бюрократии я не видел, даже, у заклятых врагов. Из действительно имевших место перегибов с отчётностью и секретностью авторы вместо работы мозгами поработали лёгкими и раздули слона и кита в одном флаконе.
Как человек живший в то время, помню прекрасно олимпиаду, подготовку к ней, волнения и ожидания. Помню Леонида Ильича Брежнева тех времён. Генсек уже был болен, но в 1980 году выглядел и звучал ещё вполне уверено и живо. Мне же в сериале явили Брежнева в замаскированном лице Юрия Стоянова. Тут, при всём уважении к мастеру, никакого напряга сыграть исторически правдивого вождя страны не наблюдается. Вместо реальной исторической фигуры мне явили куклу из передачи «Аншлаг» в искусно парадийном облике. Настолько искусно сделанным, что стало противно. Стоянов влил в своего персонажа все карикатурные образы генсека, собранные разом из анекдотов, баек и придумок.
Но и этого авторам показалось мало. Издеваться, так издеваться, решили они и в первую же сцену появления в кадре карикатурного до брезгливости Брежнева влили все байки про олимпийского мишку с трудным выбором всей коммунистической партии – загонять бурого обратно в берлогу или таки дать улететь. Настолько это смотрелось пошло и неправдоподобно, что я отправил бомбардировку праведным гневом на карму авторов. И дело не только в пренебрежении историческими фактами, а ещё и в отношении к своей профессии. Если ты пишешь сценарий фильма по историческим событиям, то будь любезен изучить факты и поговорить со свидетелями тех самых событий. Не читай попсовую ерунду блогеров с псевдоисторическими обзорами. Они тоже факты собирают по сети и переиначивают их, чтобы не попасть за воровство текстов, а то и умышленно искажают ради хайпа на ненависти.
В итоге, после первой серии авторы донесли до меня смысл, что в СССР никто не хотел идти в армию, олимпийские объекты строил один красивый чиновник с помощницей невростиничкой, строители пилили бюджет на дренажных системах, страной руководил комик из поздней версии «Аншлага», гостиниц в СССР кроме «Метрополя», «Москвы» и «Интуриста» в столице нет и никто ничего не строил. Американцев обманывали старыми фотографиями и сказками о том, что в стране всё нормально. То есть нагнетание сложностей дошло к концу первой серии до того, что Генсек даёт распоряжение отказаться от проведения олимпийских игр. Потому что у него охота и отстрелом ручных кабанов он весь народ не накормит.
Режиссёром всего этого безобразия согласился стать Евгений Стычкин. Известный актёр, выбравший для продолжения карьеры режиссёрское кресло. Участия в создании сценария не принимал. По возрасту на шесть лет младше меня, значит, во время проведения Олимпиады-80 ходил в подготовительную группу детского садика. Помнить чётко бытовуху и поведение людей, тем более иметь представление о подготовке к событию века не может. А если согласился снимать по предложенному сценарию, да ещё и так хорошо, с художественной точки зрения, изобразил и усилил карикатурно-издевательский образ, значит, разделяет мнение и точку зрения сценаристов.
В конце первой серии главный герой носит папки… Он их носит половину серии. Больше заняться не чем. Наверное, авторы таким образом решили уберечь советских котов от пьянки, а сердечников от дефицита настоя валерианы. Так вот, с этими злополучными папками вся делегация из трёх строителей олимпиады едет на охоту вместе с дорогим Леонидом Ильичом. И так юный герой сериала устаёт от этих папок, что сотрудник КГБ разрешает ему поставить таки эти ненужные никому бумаги на стол с оружием.
Прислонённая к столу винтовка падает и наш герой…
Я в тот момент подумал, что винтовка упадёт и произойдёт самопроизвольный выстрел, который одним махом уничтожит корявую пародию на Брежнева, всё пренебрежение профессией сценаристами, издевательскую насмешку над историей режиссёром… Но ружью не дали упасть, а главного героя скрутили, уведя во вторую серию. Желания продолжить просмотр в организме не обнаружилось. А данная рецензия написана на свежую голову после ночи комплектовки мыслей в логический ряд.
В первой серии нам ещё сделали завязку героя-спортсмена. Тоже с драматургическими ляпами, условностью и штампами. Но представили его предварительно, думаю, что о способностях авторов уже можно писать диссертацию, поэтому в прогнозах на картонность героя ставлю в размере 100:1.
Из хорошего можно отметить только монтаж, операторскую работу, грим и костюм. Всё остальное в корзину. Всё, без исключений.