Найти тему
"Хомо люденс"

Что ж такое было в желтом чемоданчике из кино СССР

От этих снадобий боязливые становились смелыми, а мрачные – веселыми. Чем же таким потчевал добрый доктор Айболит своих пациентов в кино СССР Ильи Фрэза «Приключения желтого чемоданчика» 1970 г.?

По степени влияния на отдельных людей желтый чемоданчик был подобен силе, заключенной в легендарном чемоданчике «с кнопкой». Необыкновенно интересно: за счет чего этакое достигалось? Ведь герои фильма жили не в вымышленной стране, а во вполне реальном социалистическом городе конца 1960-х гг.

Так что же хранилось в желтом чемоданчике?

Казалось бы, всё как обычно: сеанс, внимательный врач, уважающий пациент... Но не спешите, лиха беда начало... Кадр из советского кино Ильи Фрэза
Казалось бы, всё как обычно: сеанс, внимательный врач, уважающий пациент... Но не спешите, лиха беда начало... Кадр из советского кино Ильи Фрэза

А этот доктор, имя которого нам в фильме Фрэза почему-то так ни разу и не назвали, постоянно носил с собой:

И правда: почему имя / фамилию не упомянули хотя бы разок? Хотя бы вскользь? Хотя бы, как говорят сейчас, нативно, допустим невзначай написанным на какой-нибудь табличке на дверях кабинета?
Ведь герой был главным, но на протяжении 74 минут сюжета так и остался безымянным.
  • лекарства от таких важных недостатков, как лживость, злость и коварство;
  • порошок смеха.

Причем то, что в конце 1960-х гг. воспринималось как нормальное дело, сегодня оценивается как странность. Ну, наподобие непонятного темнокожего, который в рекламе доит, пардон, жирафа и громко смеется, и всё – потому, что он ест рекламируемые сладкие драже. Или наподобие веселого (в неестественной степени) молочника – опять-таки в нашем «двигателе торговли».

Не даром на одном кино-форуме доктора из «Приключений желтого чемоданчика» сравнили с… сумасшедшим профессором. Как если бы он сумел законспирироваться в СССР.

Как вам выражение лица? Да, милое, да, радостное. Но если вспомнить, что это он производил веселый порошок, то как не проассоциировать с сумасшедшим профессором... )) Кадр из советского кино  Фрэза
Как вам выражение лица? Да, милое, да, радостное. Но если вспомнить, что это он производил веселый порошок, то как не проассоциировать с сумасшедшим профессором... )) Кадр из советского кино Фрэза

Что ж, профессор Преображенский в булгаковском «Собачьем сердце» умудрялся ставить странные опыты даже в разгар НЭПа. Видимо, потому, что, имея среди пациентов сильную руку, вытребовал такую (!) бумажку, чтоб «ни Швондер, ни кто-либо иной не мог бы даже подойти к дверям моей квартиры. Окончательная бумажка. Фактическая. Настоящая. Броня!».

Так почему бы в более «оттепельное» время не социализироваться и вот этому доктору с его желтым чемоданчиком;

  • антиболтин. Заметьте, не какой-нибудь там «аспирин», и тем не менее;
  • лекарства, помогающие актуализировать непроявленные достоинства. Например, побудить детей любить школу;
  • леденцы храбрости. Прямо-таки средство великого Гудвина для трусливого Льва. В случае же с желтым чемоданчиком эти конфетки с неясным содержимым помогли, например, мальчику излечиться от страха открытых пространств.

Причем у Пети по малолетнему возрасту агорафобия проявлялась еще по минимуму. Ну, забирался ребенок под кровать. Однако, чем старше бы он становился, тем больше бы развивалось отклонение. Могло дойти до того, что выросший Петр бы избегал любого общения с людьми.

Итак, по большому счету наш экзотичный современный доктор в традиции лучших древнегреческих эскулапов помогал справляться не с симптомами – последствиями, но именно с причинами болезни.

И помогал весьма вовремя – пока психологический недостаток человека не успел углубиться в нем и спровоцировать возникновение какого-нибудь физиологического заболевания.

Можно сказать, что этот доктор был психотерапевтом. Причем с какой-нибудь нетрадиционной специализацией: социалистическая йога, добрый гипноз и т. п.

Впрочем, то ли в фильм проникла недоработка (авторы недодумали), то ли врач уж очень спешил вместо духовных практик решительно переходить к собственно снадобьям. Как там пели в другом советском фильме: «А я не уберу, а я не уберу свой чемоданчик».

Обратите внимание на надпись! Вот откуда бралось содержимое чемоданчика. Кадр из советского фильма Фрэза
Обратите внимание на надпись! Вот откуда бралось содержимое чемоданчика. Кадр из советского фильма Фрэза

Конечно же, сказочная повесть Софьи Прокофьевой «Приключения желтого чемоданчика» и экранизация Ильи Фрэза были в первую очередь детским сюжетом с фантастическими вкраплениями. Поэтому очень уж далеко уходить в размышления не надо.

В то же время, фильм смотрели и взрослые. Плюс дети уже начинают задумываться о мире, а какими мы их вырастим – такими они и станут. Поэтому любой сюжет, даже «самый детский», должен быть тщательно проанализирован уже до момента его выхода на экраны.

Однако некоторые нюансы ленты побуждают заподозрить, что не всё так просто. Создатели фильма вполне могли понимать глубину и причины психо-отклонений героев-детей. Не даром ведь у девочки Томы картина мира показана совершенно разная:

  • на улице – цветная, ярко-красочная;
  • дома – черно-белая.

По факту получается, если слишком быстрый переход врача к снадобьям вместо духовно-психотерапевтических практик не был ляпом, значит, он был намеренным поворотом. А каким? Что хотели подспудно донести создатели фильма?

Напрашивается единственный вывод: доктор должен был не только развлекать, но и просвещать телезрителей в сфере психологического здоровья.

Что таить: у нас и раньше, и даже до сих пор психологов считают второстепенными врачами, поход к ним воспринимается как нечто постыдное. Но, как уже сказано, часто именно психологические отклонения влекут появление и развитие недугов физических.

В фильме же наглядно показали, что, справившись с духовными пороками, можно победить в зачатке многие проблемы, в том числе свои будущие физические болезни.

Правда вот, следовало бы посоветовать самому доктору не готовить лекарства в домашних условиях, но действовать исключительно с ориентацией на ГОСТы и в рамках серьезного заведения.

Для примера вспомните:

  • как доктор потерял свой чемоданчик. Это хорошо, что его вовремя вернули. Неизвестно, что произошло бы, если б хулиганы начали распоряжаться содержимым чемоданчика по своему разумению. Может, там было бы покруче, чем с выбором красной и синей таблеток из будущей голливудской «Матрицы»;
  • реакцию Томиной бабушки. Радует, что после приема Анной Веревкиной докторовых снадобий всё закончилось благополучно.

Но это в книге и кино. В реальности же после такого мощного выплеска энергии у бабушки мог бы наступить, как говорят буддисты, красный коридор, или, как называют авторы современных мультиков об Иване Царевиче, «исКОМое состояние»…

П. с. Статья написана исключительно с юмором. Автор из всего мирового кино более высоко ценит и обожает именно фильмы СССР. Поэтому большая просьба не комментировать в духе «руки прочь от святого» и «сами снимайте, тогда и посмотрим». :)

П. п. с. Дорогие читатели, а что можете сказать о содержимом желтого чемоданчика вы? :)

На близкие юмористические развенчания известных сюжетов читайте посты «4 взрослых момента в мультах о 3 богатырях и Иване Царевиче с Серым Волком», плюс «Странные родители героев фильмов и мультов: ляпы или юмор?», а также «Смелые (от действий до одежды...) девочки в детском кино СССР», ну и «"Собачье сердце": таким ли уж положительным героем был проф. Преображенский».

И еще отвечайте на кино-тест «Узнаете ли вы советский фильм по чемодану в кадре?».

#кино #юмор #психология #культура