Смелые они во всех планах, от действий до одежды…
И это было прорывом в свое время. Ведь до эры кино женщин в книгах рассматривали главным образом как героинь 2-го плана.
Изредка промелькивали исключения вроде Шахерезады, или Василисы – дочери Микулы Селяниновича, или Татьяны Лариной, которые действовали активно (в определенном смысле – в битве поучаствовать либо написать письмо не в традициях патриархата)…
В остальном же слабый пол издавна оставался на заднем плане. Женщинам отводилась роль помощниц мужчин. А чаще всего жены просто ждали мужей у домашнего очага, oбливaясь cлeзaми и гадая, каково там супругу на поле бpaни.
В наше время чем дальше – тем женщины становятся более активными и бoeвитыми. Это заметно и по фильмам, в том числе детским.
Вспомним хотя бы смелых девочек в советском детском кино.
Причем порой они даже слишком смелые…
Так, меня в детстве смущал эпизод из фильма «Неуловимые мстители» 1966 г. режиссера Эдмонда Кеосаяна. Там врагу накидывали на шею большевистскую веревку, а милая Ксанка (в исполнении Вали Курдюковой) задорно смеялась, наблюдая за его реакциями.
Ксанка была не девушкой, а товарищем для своих друзей. Да, в нее, кажется, был юношески-подростково влюблен цыган Яшка. Но она точно так же, как парни, билacь с пpoтивниками. А если билacь – значит, и yничтoжaла.
В другом смысле девичья смелость была показана в уже более поздних советских детских фильмах.
Например, в «Приключениях Электроника» 1979 г. режиссера Константина Бромберга была школьница Майя Светлова, к которой неровно дышал Сережа Сыроежкин.
Так вот эта Майка (в игре Оксаны Алексеевой) была гораздо более женственной, чем «мстительница» Ксанка, но и смелой в духе своего времени: она была «своим парнем» в компании мальчишек… а еще она одевалась нe caмым cкpoмным образом.
Причем, будучи «своим парнем», она оставалась очень интересной с точки зрения женственности. И это тоже смелость. Вспомнить хотя бы историю о том, как решили вырезать из фильма уже отснятую сценку в бacceйне, где кyпaлись пионерки в лагере. Речь о фильме «Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные» 1984 г. режиссера Владимира Аленикова.
(Подробнее об этом читайте пост «Что убрали и "запикали" в фильмах о Петрове и Васечкине».)
Ту сценку из «Каникул…» решили удалить, смутившись не совсем пионерскими (якобы?) костюмами девочек.
Но в этом же фильме невозможно не заметить такую смелую героиню, как Маша Старцева (ее сыграла Инга Ильм).
Она не просто очаровательна. Она смела и активна. И в «Каникулах…», и в 1-м фильме об этих же ребятах «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные» 1983 г. того же режиссера Маша постоянно обходит друзей-мальчишек:
- то спасет из реки одного из них, получив за это награду, – хотя это мальчишки должны были друг друга спасать, по их замыслу;
- то лучше остальных сыграет в школьном спектакле – хотя это Петя с Васей должны были показать всем класс;
- то неустрашимо рассекает речку на водных лыжах…
Между Петровым и Васечкиным, с одной стороны, и Машей – с другой развязывается настоящее соревнование. В итоге мальчишки влюбляются в нее и все они втроем становятся хорошими друзьями-товарищами.
Впрочем, в «Каникулах…» все же звучат нотки старомодного отношения к женщинам на 2-х ролях. Там Петров с Васечкиным сбегают из пионерлагеря в поисках приключений. Маша с их учительницей – директором лагеря едут на машине по горам на их поиски. Причем мальчишки везде представляют себя как рыцарей, а Машу – как даму их сердец.
И вот во время поисков женская часть – Маша и учительница – поют песню: «Куда уходят настоящие мальчишки? К чему стремятся настоящие мужчины?» Мол, всё-то мужчинам мало, везде-то они подвигов ищут, в то время как мы, женщины, «ждем их, слезу вытирая украдкой… жить, ожидая, поверьте, не легче».
Похожая тема звучит в фантазиях ребят, когда они придумывают сценку с дуэлью из-за Маши. Хотя девочка тут все же слегка перегибает палку, действуя более активно: в ее личных мечтах она кидается защищать Васечкина от выстрела и падает, сраженная (ну, якобы) пулей.
Наконец, хочется вспомнить очаровательную Алису Селезневу из фильма «Гостья из будущего» 1985 г. режиссера Павла Арсенова.
Алиса (в исполнении Наташи Гусевой) была смелой во всем:
- и в одежде (вспомнить хоть ее сарафан, надо сказать, довольно смелый для юной актрисы середины 1980-х… впрочем, уступающий по смелости наряду более взрослой героини – Полины… ну, да обе были персонажами из будущего, какой с них спрос…);
- и в словах (причем Алиса в книге Кира Булычева «Сто лет тому вперед» вообще была спорщицей и задавакой, с ней даже подруга Юля из-за этого поссорилась);
- и в делах (не бросалась за поддержкой ко взрослым, что было бы логично, но кидалась за пиратами бегать сама)...
Можно назвать и другие примеры. Мы тут перечислили самые, пожалуй, яркие.