Здравствуй, читатель. Я получила некоторые ответы на вопросы под первой статьей, ссылку на нее дам в конце этой статьи. А сегодня я продолжу отвечать на главный вопрос, что же все таки делать с тем, чтобы эту мотивацию улучшить.
Итак, кратко я рассказала, что за наши эмоции отвечает лимбическая система, она же делает все, что бы наш организм выжил по принципу "получил удовольствие - это хорошо для организма, не получил удовольствие - это плохо, надо этого избегать".
Как мы знаем и на первое и на второе наш организм реагирует очень быстро выбросом нейромедиаторов: дофамином, кортизолом, норадреналином и т.д. И лимбической системе по сути все равно от чего вы получаете удовольствие/неудовольствие ее задача добыть одно и избежать другого.
А вот кора головного мозга ведет себя иначе, она является самой логической и "думающей" в нашем головном мозге. Все сенсорные стимулы проходящие через лимбическую систему по итогу попадают в кору.
Итак, еще раз: лимбическая система наши сиюсекундные эмоции, кора - обдуманные решения. При этом в зрелом мозге лимбическая система достаточно неплохо подчиняется коре как раз за счет лобных долей - они являются посредником между лимбической системой и корой головного мозга.
У детей лобные доли еще незрелые. Вся информация поступающая из вне чаще получает ответную реакцию от лимбической системы. Посмотрите на годовалого ребенка, если у него отнять любимую игрушку, то ребенок тут же выдаст негативную реакцию в виде плача или даже истерики. А если забрать телефон у 10 летнего ребенка. Он вам его отдаст с надменным видом и демонстративно обидится. А дальше? либо он продолжит свой протест, либо все с тем же видом пойдет делать то, что НУЖНО сделать. Идет процесс как бы кооперации и молчаливых договоренностей, ведь он знает, что вы вернете телефон при выполнении ваших условий.
В этом и кроется секрет - регулировать получение "дешевого дофамина" у детей. При этом вы должны понимать, что чем больше ребенок получал самостоятельно этот дофамин до того, как вы решили заняться его поведением, тем сложнее будет с этим самым ребенком договариваться.
Подводя итог, что можно делать, для повышения уровня мотивации у детей:
1. Понять, что до определенного возраста бесполезно "давить на совесть" и пытаться регулировать поведение ребенка рассуждениями и важности и надобности обязательных вещей. Конечно, говорить об этом нужно, но не думайте, что первоклассник бросится во все тяжкие, только потому, что когда-то ему нужно будет сдавать экзамены, что бы поступить в институт.
2. Выработать четкую систему поощрения и наказания. Почти как у Павлова, вырабатывать рефлексы, но на более сложном уровне. Приучаем лимбическую систему ребенка работать на вас. "Ты можешь поиграть в телефон, после того, как сделаешь математику, ты можешь пойти гулять с друзьями, после того, как заправишь свою кровать". Только не забываем об истощаемости психических процессов, все задания должны быть разбиты на блоки и посильны для ребенка.
3. Наказание должно быть неотвратимым. Не убрал игрушки - не посмотрел мультики, не выучил стихотворение - не пошел гулять. Договор требует выполнения обязательств.
4. Договор требует обязательств всегда и с обоих сторон. Если вы сомневаетесь, что не сможете выполнить - не обещайте.