Найти тему
Bond Voyage

Записки механика атомохода. Гл.13 Начало лейтенантской службы на АПЛ "Скат". Сдача зачетов на самостоятельное управление

Начало цикла читайте здесь

Предыдущую главу 12 читайте здесь.

Несмотря на неопределенность по отдельным вопросам в жизни молодых офицеров, главные задачи обеспечения боевой готовности, выполнения планов боевой подготовки и поддержания технической готовности оставались в центре внимания командования.

Флоту нужно было обеспечить морские учения, флотилии - победить в соревнованиях по торпедной и ракетной стрельбам. А как лейтенанты будут сдавать зачеты и становиться офицерами, мало кого интересовало. В армии этот процесс назывался переделкой щенят в капитаны. На флоте даже ходили слухи, что команда для сбора в кают-компании звучала так: «Офицеры и лейтенанты приглашаются в кают-компанию». По всей видимости временное унижение должно было подстегнуть молодежь к ускорению сдачи зачетов. На 302 экипаже молодых лейтенантов в мое время кликали Вовочками. Между собой старожилы в разговорах о молодом пополнении использовали такие выражения: «Мой Вовочка закрыл процентов 30 зачетного листа, а как дела у твоего Вовочки?».

В такой ситуации напрашивается вопрос: «А судьи кто?». Так вот сегодня могу с уверенностью сказать, что наши старшие офицеры и наши начальники того времени были высокопрофессиональными подводниками. Наверно мне повезло, а их оценки, в том числе в зачетных листах лейтенантов становились счастливым билетом для перехода из категории «вовочка» в категорию офицера. Они всегда находили тот единственно правильное решение из любой безвыходной ситуации. Для них секретов не было. При этом каждый из них был индивидуальной личностью, знающий себе цену и не допускающих какого-либо вмешательства в свои поступки. Думаю, что таких же профессионалов делали они из нас.

Главный в теории Вовочек – капитан 3 ранга Мастер военного дела Цулимов Лев Семенович.
Главный в теории Вовочек – капитан 3 ранга Мастер военного дела Цулимов Лев Семенович.

Первым зачетом, который нас заставил сдать в течении первых трех дней помощник командира был Корабельный устав (КУ). Главным вопросом был подъем Военно-морского флага. Аргумент был примерно такой. Когда ты будешь дежурить по подводной лодке и подавать команды, которые будут слышать соседи по пирсам, а возможно и командование флотилии или дивизии. Я (помощник) вместе с командиром ПЛ не желаю краснеть за то, что вы не умеете исполнять даже этот простой флотский ритуал.

В училище КУ учили на первом курсе и завершалось обучение сдачей зачета. Если сравнить оценки нашего преподавателя капитана 1 ранга Прибавина 1970 года и нашего помощника командира 302 экипажа капитан-лейтенанта Станкевича 1974 года, то они было идентичными. Офицер-подводник не должен быть серым, как штаны пожарного- девиз Прибавина и Станкевича. Другие вопросы, задаваемые ПК при сдаче этого зачета: корабельные правила, расшифровка боевого номера матросов и общее обсуждение малозначимых для него тем (например, ремонты корабля).

Постулаты Корабельного устава, которыми пользуюсь и сегодня. Команду на подъем Флага дает дежурный по кораблю, но после разрешения командира. На трапах проходах и узкостях задерживаться нельзя. Корабль всегда ремонтирует экипаж, только с привлечением ремонтных организаций. Поглядите вокруг себя и увидите их актуальность. Станет легче.

Удачная сдача КУ была завершена товарищеским ужином, причем пузырь и закуску поставил экзаменатор.

Одним из интересных блоков вопросов в зачетном листе было устройство ПЛ. Первой системой, которую мне захотелось изучить была система дифферентовки. Почему – не знаю. Сначала научился ее рисовать на память, потом пролез по металлу в отсеках, за этим нашел все причиндалы для ее управления воздухом, гидравликой, как с местных постов, так и дистанционно. Главными учителями оказались механические мичманы и матросы. Они достаточно подробно объясняли и даже показывали, если после их объяснений не мог найти нужного по месту манипулятора, клапана или ключа для управления. Процесс достаточно увлекательный. После такого изучения с ветошью и шкуркой система становилась значительно чище.

Зачет сдавал командиру третьего дивизиона капитану 3 ранга Виктору Вялову. Ответил на все поставленные вопросы. Экзаменатор оценил мои познания и резюмировал результат беседы: «Если так будешь изучать остальные системы, то сдашь достаточно быстро. И еще, разрешаю сдавать сразу по несколько систем за один заход». Задачу понял – нельзя дергать по мелочам специалиста. А позже перевел сдачу на своих подчиненных.

Пожелание было хорошим, только реализовать в жизнь приходилось с трудностями.

Зачеты по специальности давалась проще всего. В училище достаточно подробно преподавали состав, назначение, управление основными силовыми сетями подводных атомоходов второго поколения. Мне этот предмет нравился, поэтому мне были хорошо знакомы все возможности пульта управления основной силовой сетью «Ока» (впрочем, и другие «Байкал» на 671 проекте и «Кама» на 667 проекте). На 1-й флотилии был учебный центр с действующим пультом управления «Ока». На самом первом занятии по специальности в учебном центре мой непосредственный начальник проверил меня. Не врет ли лейтенант. Скажу сразу – своих учителей Дзержинки не посрамил. И при всех подчиненных был поставлен в пример: «Вот так должен работать на «Оке» каждый из вас». Лично меня командир дивизиона заверил, что подписание зачетного листа по специальности формальность, а подпишет он только после сдачи зачетов по другим темам.

Ситуация со сдачей на самостоятельное управление – это мое личное дело. И складывалась сдача вроде бы удачно. Может возникнуть вопрос: «Четыре месяца – не много ли?». Наверно много, но никто не отменял проворачивания, планово-предупредительные ремонты и обслуживание технических средств, заполнение технической документации, выходы в море, тренировки по борьбе за живучесть в отсеке и корабельные учения, погрузки оружия и многое другое. Как предупредили в первый день, так и было. А кроме этого, нужны были лампочки, предохранители, стекла для светильников и другой мелочевки, которая получалась со складов тыла или технического управления флота. Да, да, да, техническим обеспечителем назначили меня.

Поэтому 4 месяца не так уж и много. И это один раз и на всю жизнь. Чем лучше подготовишься, тем спокойнее будет служить и тебе, и с тобой.

Продолжение читайте здесь.

Анатолий Григорьев. Редактировал Bond Voyage.

Все рассказы автора читайте в подборке.

Записки механика атомохода | Bond Voyage | Дзен

=====================================================

Дамы и Господа! Если публикация понравилась, поставьте автору лайк, напишите комментарий. Он старался для вас, порадуйте его тоже. Если есть друг или знакомый, отправьте ему ссылку. Спасибо за внимание.

Подписывайтесь на канал. С нами интересно!

======================================================