Хранитель фонда «Архитектурная графика» Евгения Фурсикова отвечает на вопросы, которые задали вы, наши подписчики.
Екатерина Никифорова: Здравствуйте. Как удалось сохранить чертежи во время Великой Отечественной войны?
💬Евгения Фурсикова: Значительную часть коллекции архитектурной графики вывезли в эвакуацию. Но многое, конечно, было утрачено.
Любовь Колиушко: Какой самый старинный предмет хранится в фонде?
💬Евгения Фурсикова: На сегодняшний день это рисунок Виллема Фермора 1756 года. В то время Виллем Фермор в чине генерал-лейтенанта руководил Канцелярией от строений. Рисунок изображает нагрудный знак офицеров этого ведомства.
Наталья Виноградова: Подскажите, пожалуйста, в этом фонде есть какие-нибудь графические документы по Большой каменной оранжерее, что стоит на Садовой улице?
💬Евгения Фурсикова: Да, есть, и немало. Один из них прикрепляем к публикации.
Марианна Стёпина: Какой Ваш самый любимый чертеж? Кто его автор?
💬Евгения Фурсикова: Среди тысяч листов один-единственный выделить невозможно, как Вы понимаете. Наиболее сильный эмоциональный отклик вызывают, конечно, проекты зданий - зачастую это образцы утонченной авторской графики, которыми можно подолгу любоваться. Но исследовать бывает гораздо интереснее "скучные" технические чертежи.
Александр Лобанов: Вы обладаете бесценными материалами, историческими, по реставрации монументальной живописи, декору. Выпускаете ли вы (ГМЗ) какие то материалы для общего пользования по данной тематике. Ведь подобные материалы интересны как профессионалам, так и подрастающей смене? Было бы интересно знакомиться с такими изданиями.
💬Евгения Фурсикова: Возможно, я не совсем верно поняла вопрос. Материалы фонда широко используются в тематических публикациях музея-заповедника. Если же Вы имеете в виду именно подборки материалов к воссозданию и реставрации царскосельских дворцов и парковых объектов (проекты декоративной отделки, проектные и фиксационные чертежи, техническую документацию и пр.), то таких изданий нет. Если читателям интересны подобные книги или периодические публикации, то будем рады выслушать Ваши предложения и пожелания относительно тематики и формата.
Maria Beautiful: Возможно ли обычному физлицу увидеть документы, относящиеся к деятельности Сильвио Данини? Если да, что для этого нужно сделать?
💬Евгения Фурсикова: Для этого необходимо направить письмо директору ГМЗ "Царское Село" с просьбой разрешить ознакомиться с конкретными чертежами, с указанием цели или темы исследования. После получения разрешения с удовольствием пригласим Вас в фонд.
George: Как хранятся чертежи? Экспонируются ли они на выставках?
💬Евгения Фурсикова: Хранятся в специальных стеллажах, горизонтально, вне доступа света, в папках и коробках, переложенные защитным материалом. На выставках экспонируются подлинные листы либо хорошего качества копии. Копии используют в тех случаях, когда период экспонирования превышает три месяца или состояние сохранности не позволяет экспонировать оригинал. Но, конечно, образцы архитектурной графики берут на выставки реже, чем картины, фарфор или гравюры.
George: Чертежи какого архитектора нравятся Вам больше всего?
💬Евгения Фурсикова: Трудно сказать. У всех свой почерк, свой творческий метод. Когда занимаешься чьими-то работами, невольно увлекаешься, и этот зодчий становится любимым, другие временно отходят на второй план. Мне особенно нравятся архитекторы екатерининского времени и рубежа XIX - XX веков.
George: Проводится ли оцифровка чертежей и не планируется издание альбома лучших образцов архитектурной графики?
💬Евгения Фурсикова: Да, конечно, такая работа ведется. Предполагается издание каталогов архитектурной графики, но их подготовка – дело небыстрое.
SerVi: А почему нельзя посмотреть на сайте вашего музея-заповедника все эти архитектурные работы (проекты) в хорошем качестве?
💬Евгения Фурсикова: Все предметы фонда "Архитектурная графика" ГМЗ "Царское Село" можно посмотреть в Госкаталоге Музейного фонда РФ: goskatalog.ru
По мере возможности мы ведем работу по замене изображений малого формата на файлы лучшего качества.
Изображения:
1. Виллем Фермор. Нагрудный знак обер-офицеров батальона Канцелярии от строений. 1756. Из коллекции ГМЗ «Царское Село».
2. А.М. Горностаев, В.П. Стасов. Часть фасада и плана здания оранжереи по Садовой улице в Царском Селе. Из коллекции ГМЗ «Царское Село».
3. А.Ф. Видов. Купальня в Большом саду. Фрагмент. Середина XIX века. Из коллекции ГМЗ «Царское Село».
#царскоесело #вопрос_хранителю #музей_ктоэтилюди_зачемэтивещи