За полный 2023 год продажи сидра в натуральном выражении увеличились на 13,5%, свидетельствуют данные NielsenIQ. В январе — феврале 2023 года сидр был лидером по приросту продаж среди алкогольных напитков — на 60% год к году. Статистику роста изменила трагедия с массовым отравлением «Мистером сидром» летом прошлого года. Из-за нее потребитель стал реже обращаться к напитку, а продажи сидра в натуральном выражении в первом полугодии 2024 года увеличились лишь на 2,3% к аналогичному периоду прошлого года. Это заметное замедление в сравнении с прежней динамикой.
— В 2021 году в Россию ввезли примерно 34 млн л импортного сидра (и 50 млн л произвели). Все последующие события в мире уронили уровень импорта более чем 30%, а внутреннее производство смогло вырасти до уверенных 80 млн л. Нет ни одной причины, по которой этот рост сейчас остановится, — объясняет соучредитель образовательно-дистрибьюторской компании I Love Cider Виктор Никитин.
Основатель сидродельни Bullevie (Бюльви) из Санкт-Петербурга Дмитрий Тихомиров считает, что двузначные проценты роста продаж сидра остались в недалеком прошлом:
— Категория сама по себе росла десятками процентов в год. В 2023 году категория выросла примерно на 10–13%. Я предполагаю, что в текущем году мы тоже вырастем, но, пожалуй, в пределах 10%.
Что касается потребительских цен, тут мнения экспертов тоже разделились:
Дмитрий Тихомиров отмечает очень высокое давление на себестоимость: сначала был рост стоимости бутылки, зарубежных ингредиентов и оборудования, сильно подорожали и расходники к нему.
— Сейчас мы сталкиваемся с тем, что стоимость яблок выросла, по сути, в два раза год к году. И повышение коснется не только производителей сидров из соков прямого отжима, но и тех, которые делают сидры из концентратов, потому что концентрат делается тоже из сока. Не коснется это только «псевдосидров», которые продаются до 100 рублей, — говорит он.
По словам эксперта, рост пошлин на RTD может заставить их производителей зайти в категорию сидра:
—Они получили рост акцизов в 3–4 раза, до 140 рублей за литр. И есть предположение, что некоторые из них могут свои сидры изготавливать просто для того, чтобы с сократить затраты на уплате акцизов. Поэтому чисто технически — да, возможно, рост категории более серьезный, чем 10% в год, но это, скорее всего, будет некая миграция производителей в категорию.
Автор телеграмм-канала «Про сидр» и сооснователь WE Cidreria Ольга Негур, напротив, не видит трагедии в росте цен.
— Мне кажется что так сейчас можно сказать о любой категории, инфляция не щадит никого. Средняя цена продажи растет последние три года — выросли и цены, и осведомленность потребителей. Способствуют этому такие популяризаторы, как мы (WE Cideria), Алина Локтева (ilovecider), региональные фестивали. В этом году ежегодный фестиваль сидра второй раз прошел в Тюмени, третий раз — в Новосибирске, только что состоялся первый во Пскове, первый в Смоленске, третий в Санкт-Петербурге. Доля сидров на пивных фестивалях также растет — есть запрос от посетителей, — говорит она.
Виктор Никитин объясняет ценообразование разнообразием продукции:
—Я считаю, что нынешний сидровый бум выражается в многоликости, ведь теперь под словом «сидр» нельзя подразумевать что-то одно. Один сидр уже завоевал полки магазинов, другой сидр шагает по пивным кранам, а третий уверенно стоит в винотеках, — резюмирует эксперт.
Что касается предпочтений российских потребителей, то здесь дело вкуса. В основном, россиянин хочет пить «сладкий сидр, но так, чтобы на нем было написано «сухой», считает Виктор Никитин. При этом заметна четкая тенденция распространения культуры в регионах. В 2024 году почти в любом крупном городе России есть как минимум одно специализированное заведение, в котором представлено сразу несколько «вишневых» сидров, а персонал в состоянии объяснить разницу между ними.