Пришел штраф за перегруз с весовой рамки, хотя вы уверены, что машина в норме? Не спешите соглашаться с нарушением. Помимо стандартных сбоев в технической части АПВГК, есть еще и сбои в программной. Эти сбои можно использовать, чтобы отменить постановление.
Изучив сотни актов за последние годы, я выявил 7 типичных ошибок, которые и вы можете обнаружить, открывая письмо счастья. Если вы получили штраф — проверьте акт по этим пунктам. Часто одного из них достаточно, чтобы постановление отменили.
№1. Участок дороги, на котором находится АПВГК
Начнем с информации о весовой рамке и участке дороги, на котором находится комплекс для фиксации перевеса или негабарита. Помимо поверки весогабаритного комплекса, проводится и проверка участка дороги, на котором комплекс находится. Иначе толку от корректной работы весов не больше, чем от стремянки для чайного столика.
Представьте, комплекс разместили на участке с большим, чем нужно, продольным или поперечным уклоном, нарушая действующие нормы (случаи уже были). Весы поверку прошли, но из-за места установки показывают некорректный результат.
Помимо дорожного покрытия, обращайте внимание на местность. А именно: есть ли участки ускорения или замедления возле места установки весогабаритного комплекса? Эти нюансы в дальнейшем помогут избежать последствий за перегруз или негабарит.
📜 По приказу Минтранса, комплекс должен стоять на расстоянии не менее 100 метров перед и не менее 50 метров после:
- участков ускорения или замедления;
- специально отведенных мест для отдыха;
- остановок общественного транспорта;
- объектов сервиса;
- сужения или расширения дороги;
- примыкания полос торможения или разгона;
- железнодорожных переездов и иных мест.
Если рамка стоит в нарушение этих норм — она не может проводить корректных измерений.
№2. Информация об АПВГК
По закону информация о весовых комплексах, работающих в тестовом режиме (3 месяца) размещается на официальном сайте собственника дороги. Де-факто она часто отсутствует. А поскольку нет возможности проверить, каким образом прошел тестовый период, нельзя быть уверенным в корректной работе комплекса после ввода в стандартный режим.
Дело в том, что при выявлении того или иного сбоя тестовый период продлевается до тех пор, пока работа комплекса не будет налажена. Публикуемая информация о тестовом периоде должна содержать все этапы проверки, включая сбои, если таковые были.
Проще говоря, если весы не прошли тест — штрафы по ним недействительны. А информация о перевесах или негабаритах не должна передаваться в орган, который выносит постановления.
Вряд ли собственник дороги приостановит передачу информации о перевесе или негабарите фуры в орган, выносящий штрафы при наличии сбоев, если он даже информацию о тестовом периоде не публикует на сайте, как это положено.
№3. Фотомонтаж дошел и до Ространснадзора
В ответ на «Творческий подход» ухода от постановлений грузоперевозчиками сотрудники Ространснадзора решили ответить симметрично. Если вкратце, грузоперевозчики закрывают номера, проезжая под рамкой, а сотрудники РТН при помощи технических средств определяют номер машины и добавляют номер на фуру в Акте ВГК при помощи фотомонтажа.
Не берусь судить о справедливости. Укажу лишь, что «творчество» со стороны РТН — это нарушение! Но кто будет рассматривать фотографию, сделанную автоматикой? Все ведь должно быть четко, правда? А вот и нет. Ниже пример. Обратите внимание на крестик и прямоугольную область выделения.
Ракурс фотографий не менее важен, поскольку закон регламентирует, какие фотографии должны быть размещены.
- фотографии транспортного средства: фронтальная с читаемым государственным регистрационным номером, фотография регистрационного номера транспортного средства, обзорная.
№4. Количество осей: одиночных и входящих в состав группы
Что может быть поводом оспорить постановление с весовой рамки? Авторамка может неправильно идентифицировать количество осей. Например, 5 как 4. При этом, для разного количества предусмотрены разные нагрузки.
Но если сослаться в жалобе на их фактическое количество, указав несоответствия, то боюсь, ничего путного не выйдет.
Первое, что сделает судья — запросит технические характеристики ТС и проверит, есть ли возможность для поднятия оси в группе. А после укажет: «доказательств, что ось не была опущена, предоставлено не было, значит, весовая рамка сработала корректно», соответственно и постановление законно.
Как выглядят доказательства обратного, не представляю. Вряд ли фотография, сделанная перед отправкой в рейс, будет всерьез рассматриваться судьей. Я спрашивал у дальнобойщиков, есть ли возможность зафиксировать поднятие оси, но информация о «ленивом мосте» нигде не отображается.
Соответственно, если оказались в подобной ситуации и вам пришел штраф за грузовой перегруз, упомянуть об этом будет не лишним, однако ограничиваться этим доводом не стоит. Количество осей в ТС считывает прибор, встроенный в дорожное покрытие и если ось во время проезда под рамкой не была поднята, то речь идет о сбое в работе АПВГК.
№5. Штраф за перегруз в составе группы: как не платить
Группа бывает сдвоенной, строенной или с большим количеством. Закон допускает неравномерное распределение нагрузки. В зависимости от типа дороги, транспортного средства и скатности колес применяются разные нормативы для каждой оси в группе. Но что будет, если норматив по отдельно взятой оси, находящейся в группе, будет превышен, а допустимая нагрузка на группу — нет? Ответ: придет "письмо счастья".
В большинстве случаев это не законно, если нагрузка на ось в составе группы не превышает установленных норм для одиночных осей. Тем не менее РТН рассылает письма за перегруз, а весовые рамки до сих пор настроены не «считывать» подобного противоречия.
📜 В Постановлении Правительства №2200 ясно указано, что допускается неравномерное распределение, если есть:
- Сближенная группа;
- нагрузка не превышает нормы;
- нагрузка на ось не превышает норму на одиночную ось.
Однако грузоперевозчики в таблицах не разбираются. Им приходит акт, в котором указан процент перевеса. Нормы такие и вроде логично и по закону. Однако таблица — это лишь таблица. В зависимости от интерпретации цифр, может выйти, что вы нарушитель, а может, что постановление — это ошибка в акте весогабаритного контроля.
❗ При этом важно, чтобы нагрузка по группам, не превышала установленную норму.
№6 Неправильное применение погрешности к группе
Допустимая погрешность по общей массе ТС составляет 5%, к одиночным или сближенным группам применяется погрешность в 10%. Не укладываетесь в нормативы — штраф за перегруз. Но что делать «РТНу» если по 10% погрешности нет перевеса? Правильно, применить 5%. Тогда «нарушитель» будет наказан. Как избежать штрафа с весовой рамки в этом случае?
Чтобы избежать подобных хитростей, перепроверяйте данные с акта самостоятельно. По данным массы каждой оси. Получив общую сумму и отняв от нее попеременно 10 и 5% соответственно, вы можете проверить корректность цифр, указанных в Акте.
Я перевел таблицу с полученного акта ВГК в excel с четкими цифрами, чтобы наглядно показать, в чем заключается «сбой» системы. Акт находится рядом. Качество плохое, но разобрать цифры возможно.
Мы видим только нагрузку по оси, входящей в состав группы. Одновременно с этим неправильно посчитана общая масса объединения из-за неверно примененной погрешности.
№7 Тягач + полуприцеп = два транспортных средства
Весовые рамки могут неправильно идентифицировать количество транспортных средств в составе автопоезда. Как пожилая бабушка, может спутать вас с кем-то из родственников из-за плохого зрения.
Если в составе автопоезда есть тягач со сдвоенными сближенными осями и полуприцепом, например, со строенными осями, авторамка может допустить ошибку, объединив их. Т.е. прибавив к двум еще три, применить нормативы для автопоезда с пятью сближенными осями.
В результате перевозчик получает штраф за перегруз, поскольку для каждой группы предусмотрены свои нормативы.
Перевозчик не будет разобраться в таблицах акта, полученном за перегруз, поскольку не думает, что авторамка допускает такие ошибки, а местному бюджету это идет только на пользу, поскольку дополнительные несколько сотен тысяч явно лишними не будут.
Вместо итога
Я вижу, как растет количество штрафов за перегруз и негабарит с весовых рамок. Для регионов это источник пополнения бюджета. Это как купить акции и получать дивиденды. Поэтому список «сбоев» будет пополняться. Так что, если в акте превышение габаритов или перегруз, сначала нужно разобраться: «а был ли мальчик»? Значит без тщательной проверки актов ВГК не обойтись.
Я дал общие ориентиры. Невозможно описать все нарушения связанные с перегрузом или негабаритом в одной статье. Поэтому обращайтесь за консультацией или помощью, если таковая будет необходима. Контакты ниже.
Если сталкивались со сбоями в работе весовых рамок, поделитесь в комментариях. Это будет полезно и перевозчикам и поможет обратить внимание на другие ошибки в работе авторамок.
Удачи на дорогах! 👇
___________________________________
⚖ Оспорить штраф за перегруз:
- Телефон: 8-961-497-38-55
✅ Консультация и анализ документов — бесплатно!
___________________________________