Рассказывая на своем канале о предпринимателях, я регулярно возвращаюсь к такой неприятной теме как мошенничество и обман. Увы, эта составляющая стала неотъемлемо частью нашей реальности, буйным цветом цветет и смеет себя называть «бизнесом». Я регулярно напоминаю об осторожности и правилах безопасности или, как стало модно говорить, о «гигиене бизнес-отношений». Хочется уже кричать: «Смотрите внимательнее с кем вы связываетесь, кому доверяетесь, не скрывайте, если с вами происходит беда!»
Специально сегодня хочу пересказать две нашумевшие за последние месяцы истории, связанные с заметными персонами, чтобы снова обратить внимание, насколько эта ситуация касается каждого.
Ларису Долину развели телефонные мошенники - певица продала квартиру в Москве и передала неизвестным около 150 млн рублей. Еще в мае певица выставила 236 метровую квартиру на продажу, покупатели нашлись быстро, а вырученные от продажи деньги и все свои сбережения певица сразу перечислила на «безопасный счёт».
Затем в элитный ЖК в Хамовниках пришли пятеро неизвестных и заявили, что они новые владельцы квартиры Ларисы Долиной. Охранники ЖК отказались пускать гостей в дом, а потом заблокировали все выходы из здания и вызвали полицию. Полиция забрала «новых жильцов», которые утверждали, что они уже давно заплатили деньги за квартиру, а Долина должна была съехать более месяца назад, но все еще съезжать не хочет.
Долина призналась, что ее убедили, что продажа квартиры фиктивная, и на самом деле квартира останется её собственностью. Поняла певица, что её обманули, только когда появились те самые «новые владельцы» и попросили её покинуть жилплощадь…
Как пишет журналистка Ева Меркачева в своей большой статье о мошенничестве «Терроризм — это не только взрывы. Это еще и массовое доведение людей до самоубийств путем запугиваний, обмана, лишения их жилья и средств к существованию. А таких жертв с каждым днем становится все больше и больше, причем в их числе есть, казалось бы, умудренные опытом. Один из самых последних трагических случаев: бывшая судья Таганского суда Ларина свела счеты с жизнью после того, как мошенники «развели» ее на два миллиона рублей».
Телефонные мошенники, которых смело можно сравнивать с мафией, одной из своих жертв выбрали актрису МХТ имени Чехова Марию Зорину. Жуткая, конечно, история, но настолько иллюстративная, что пора снимать кино про то, через что пришлось пройти жертве. Банда аферистов забрала у нее все имущество, они заставили оформить кредиты почти на 20 миллионов рублей, пытались срывать спектакли и манипулировать другими актерами и воздействовать на художественного руководителя театра - Константина Хабенского.
К Еве Меркачевой – журналистке и правозащитнице, актриса Зорина пришла за помощью, когда ситуация уже вышла из-под контроля.
А началось все с банального СМС на телефон актрисы от «помощника худрука» -в телефоне определилось имя из списка контактов. А потом актрисе перезвонили…Некий человек из «министерства культуры» сообщил, «что преступники слили базу работников культуры, актриса попала в число тех, кто якобы отправлял деньги на счет террористов. И даже если никто ничего не отправлял, в любом случае уже идет расследование, с которым придется сотрудничать. Предупредили, что ей позвонят следователь ФСБ и сотрудник Центрального банка.
Условный «следователь» тут же перезвонил и заявил, что никому ничего нельзя говорить, пока проводятся «регламентные работы».
Сейчас перечитывая эти строки, любой увидит уже набившую оскомину схему аферистов…но, страх перед официальными должностями и госорганами настолько вбит у людей в мозг….что уже ничем не выколотить.
А дальше все было по этой самой схеме: пойти в банки, переписать счета, оформить кредиты.
Мария Зорина: «Да. И при этом они втянули меня в «расследование». Они будили меня звонком в 8 утра и давали задания. В течение дня мне звонили и писали десятки раз, иногда с промежутком в две минуты. И все это на протяжении 2,5 месяца.
Все это время я находилась как в тумане, в нереальности. Делала все на автомате, постоянно что-то забывала, теряла. По ночам я практически не спала. Чувство страха поселилось во мне... Я должна была ходить по разным банкам, записывать на телефон все разговоры с «ненадежными» служащими, запоминать их имена, как они выглядят, обращать внимание на их поведение. Я должна была запоминать какие-то контрольные слова, искать какие-то улики... В общем, все это было похоже на блокбастер. В рамках «расследования» меня заставили купить новый телефон, по которому велись переговоры. Они гарантировали возмещение всех расходов и решение всех проблем. «Ставьте машину на инвалидное место, не волнуйтесь за штрафы, мы их все аннулируем», «Езжайте на красный свет, можете нарушать правила, вам ничего за это не будет».
Актрисе постоянно напоминали, что никто ничего не должен знать, потому что за разглашение любой информации ее ждет наказание по Уголовному кодексу.
Почему в эту игру поверила опытная актриса?
Мария Зорина (из интервью): «..я с таким никогда не сталкивалась. Я работала с утра до ночи в театре и преподавала... Они знали все про меня и мою семью. У них было «досье» на каждого члена семьи… они напирали на то, что дело очень резонансное, что я могу помочь государству, уберечь от мошенников своих коллег из МХТ».
Все это псевдо-расследование имело целью психологически вымотать человека, заставить его перестать сопротивляться и анализировать ситуация и в конце концов просто лишить имущества.
У Марии и ее матери отобрали квартиру. Подставной следователь сообщил женщинам, что их жилье уже на стадии оформления мошенниками, что нужно эту сделку прервать - «действовать надо на опережение», провести другую – «аннулировать предыдущую», и выявить недобросовестных сотрудников МФЦ и Росреестра. В результате, Зорина со своей матерью обратились к нотариусу и оформили сделку.
Затем был продан автомобиль, а деньги актриса сама перевела на те счета, которые ей указали мошенники.
В какой-то момент мошенники озвучили Марии версию «следователя ФСБ», что артистку заказал и все махинации организовал сам худрук театра - Константин Хабенский.
«ТУТ Я ПОНЯЛА, ЧТО ВСЕ ЭТО БРЕД».
Со слов актрисы, ее заставляли прийти к Хабенскому и сказать, что ее родной брат умирает и ему нужна операция за границей, попросить денег- пять миллионов. «Я протестовала и плакала. Помню, кричала: «Вы заставляете меня врать! Вы заставляете врать человеку, которого я уважаю!» Они ответили на это: «Вам уже все равно терять нечего, делайте то, что вам говорят». Я кричу: «Вы понимаете, что он человек, который откликнется сразу? Он сразу будет помогать, я же знаю его!» — «Вот это мы и проверим».
Ева Меркачева в интервью с актрисой предположила, что вымогательства и афера с квартирой Зориной могли быть частью преступного плана, который должен был распространиться на многих, включая Константина Хабенского.
В последнем разговоре с Зориной мошенники напрямую насмехались над ней, признавались в афере, заявляя, что актриса может вернуть квартиру: «Мы можем дать вам шанс хотя бы квартиру вернуть, если миллион найдете за ближайшие три часа. У вас много состоятельных актеров в МХТ, ну или попросите у Хабенского!»
Уголовное дело по факту мошенничества в отношении актрисы Марии Зориной было возбуждено 8 декабря 2023 года. Полицейские настояли: не стоит упоминать того факта, что все действия мошенники совершали от имени ФСБ РФ. Выяснилось, что денежные средства были переведены и сняты в разных городах подставными лицами, которые являются лишь звеньями длиной цепи, а выявить реальных организаторов преступления, жертвой которого стала актриса МХТ, не удалось.
Если, среди читателей найдутся люди, которые посчитают, что в такие аферы втягивают только «богатых и знаменитых», у которых есть что брать, могу их успокоить….статистика вещь беспощадная и показывает, какое число легковерных и доверчивых граждан из эконом-класса продают свое единственное жилье и берут сумасшедшие кредиты как под гипнозом. А базы любых учреждений давно находятся в открытом доступе не только спамщикам от рекламы, но и мошенникам всех мастей.
При этом как часто страдает от вымогательства малый и средний бизнес мы можем только догадываться, и только по отголоскам в СМИ мы недавно узнали о попытке незаконного раздела крупнейшего бизнеса Татьяны Бакальчук (Wildberries).