Опыт использования стоячих монолитов у многих игроков довольно ограничен — сначала это Воин/Маг/Вор, а затем, когда докачаются все навыки — камень Лорда. Но помимо этих четырёх в игре есть как действительно бесполезные, так и очень интересные созвездия.
Мы начнём с первых и постепенно перейдём ко вторым, используя нашу мою любимую систему рангов:
Итак, худший из камней, это, несомненно,
Камень Башни
Этот камень позволяет Довакину один раз в сутки автоматически открывать один замок со сложностью "Эксперт" или ниже. Ограничение легко обходится — можно просто подождать 24 часа — но всё равно способность хуже сложно представить.
Во-первых, она не работает на мастерские замки. Во-вторых, экспертных сундуков в локациях немало, и если ждать сутки ради каждого из них, то Алдуина какой-нибудь каджит убьёт в возрасте эдак пятисот лет, а это чушь. Не живут они столько. В-третьих, это не даёт качать сам взлом замков. Наконец, в-четвёртых, есть множество других способов апнуть свой навык, сделав взлом почти автоматическим.
В общем, это явный D-ранг.
Камень Ученика
Благословение этого монолита (сталкеры, молчать 😏) даёт +100% к скорости регенерации магии и +100% к уязвимости магии. На ранних уровнях это плохо, потому что маги и так делают очень больно, а заранее знать, что их не повстречаешь, нельзя.
На позднем же этапе игры персонаж, которому может в теории понадобиться этого камень — очевидно, маг, а такой Довакин просто зачарует броню на бесплатные заклинания нужной школы и не будет нуждаться в регене маны. То есть от способности одни минусы — D-ранг.
Камень Тени
Последний представитель чистого D-ранга (упс, спойлеры) заслужил такую оценку потому, что его свойство — невидимость на минуту раз в сутки — можно повторить тонной разных способов. Зельями, соловьиными абилками, одноимённым заклинанием... выбирать этот камень — просто трата, собственно, камня.
Камень Змея
Тринадцатое созвездие Зодиака TES является полным аналогом земного созвездия Змееносца — такое же плавающее и такое же интересное. В игре его камень позволяет раз в сутки парализовать противника и нанести ему 25 урона. Казалось бы, полный аналог камня Тени — тоже активируемый, тоже раз за день, и его эффект тоже копируется зельями, заклинаниями и т.д. Но есть нюанс.
Заключается он в том, что способность Змея — дальнобойная. Это тоже копируется луком и ядом паралича, но их с собой ещё носить надо, что многим игрокам делать просто лень... так что лично я даю ей смешанный D/C-ранг.
Камень Коня
Созвездие напрямую копирует свойства грузовых скайримских лошадок, помогая Довакину таскать тяжести, т.е. увеличивает грузоподъёмность на 100 и уменьшает вес надетой брони до нуля — что отменяет штрафы к скорости и скрытности.
Без неофициального патча этот камень можно эксплойтить тонной разных способов, но мы будем говорить только о легальном использовании — а в этом плане он полезен лишь скрытным персонажам, отчего-то желающим носить полные латы, и скопидомам, тянущим в свой инвентарь всё, что плохо лежит. С одной стороны, тут налицо ограниченная полезность, с другой — так гораздо проще набивать карманы сыром... но всё равно C-ранг.
Камень Леди
Этот опционально полезный булыжник даёт Драконорожденному +25% к регенерации запаса сил и +25% к регенерации здоровья. Причём даже если персонаж — вампир, стоящий на солнечном свету, благословение камня позволит ему регенерировать часть ресурсов — так что восстанавливаемый процент считается от базового, а не текущего (ноль в нашем случае) значения.
Собственно говоря, именно рассекающим Скайрим под солнцем вампирам и ограниченным Амулетом Некроманта персонажам и может понадобиться этот С-ранговый камень. Ну или отыгрывающим живучую рептилию аргонианам.
Камень Атронаха
Эта каменюка играет роль настоящего джокера, потому что в процессе написания статьи я думал о том, чтобы присвоить ей ранги от D до A. Что она умеет? Она даёт +50 магии и +50% поглощения заклинаний, но -50% к регенерации магии.
В конечном счёте абзац про камень Ученика помог мне осознать, что раз воинам мана не сильно нужна, а маги чарятся на уменьшение стоимости заклятий, то штраф камня Атронаха особо никого не волнует, а бонус к поглощению заклинаний — жуткая вкусовщина. В общем, мне лично камень не нравится, но людям, которые играют от поглощения, он очень хорошо зайдёт — так что я дам этой гадости волшебный C/B/A ранг и постараюсь забыть о ней навсегда.
Только помните, что без неофициального патча свойство знака может отменить ваши собственные заклинания колдовства.
Камни Вора/Мага/Воина
Довольно простые плюшки, которые мы берём сразу после побега из Хелгена — +20% к скорости роста шести навыков, соответствующих выбранному камню. Очевидно, что каждый из них полезен и в теории игрок может с одним из них пробегать всю игру, пока не упрётся в 669-ый уровень (или что там у нас кап, я очки не сбрасываю). Очевидно, что каждый из них заслуживает B-ранга.
Камень Любовника
В отличие от предыдущих трёх, этот камень даёт не +20% к шести из 18-и, а +15% к росту каждого навыка в игре. Само по себе это свойство лучше, чем у камней возле Ривервуда, однако есть и минус — игрок не может получить бонус от отдыха в кровати... но, во-первых, да какой ж Довакин спит каждый день — все бегают без сна недели по три и ничего, живут — а во-вторых, оборотням на этот штраф плевать, он у них и так есть перманентно.
Поэтому камень, как и ликантропия, отлично подходит для ранней игры и тянет на честный ранг B+.
Камень Лорда
У этого камня судьбы есть два очень простых свойства, на одно из которых нам плевать, а вот другое стоит дороже... чего-то очень дорогого. Его принятие постоянно увеличивает броню на 50 единиц и сопротивление магии на 25%. Вот последним камень и ценен — источников магического резиста в игре ничтожно мало, а маги бьют больно. Поэтому всем, кроме бретонцев, он жизненно необходим для достижения 85%-ого капа — уверенный А-ранг.
Камень Ритуала
А вот это первый и единственный в нашем списке S-ранг. Полезность камня нельзя переоценить — он позволяет раз в сутки на 200 секунд оживить всех мертвецов вокруг как своих союзников в бою.
Не можете пройти босса в подземелье? Просто зайдите в предыдущую комнату и поднимите её поверженных обитателей. И вообще, не ограничивайтесь одной комнатой — тела можно перетаскивать, так что сложите штабелем трупы из всего подземелья. Ограничений на количество или уровень мертвецов нет, только на дистанцию вокруг заклинателя.
Также этот камень помогает посреди сложного боя — подняли зомби, кинули на себя невидимость, отдышались да пошли дальше — и вообще просто чудесный. Именно его стоит стакать с камнем Лорда в Этериевой Короне, которую, внезапно, можно и нужно носить, даже несмотря на превосходство крафтовых шмоток над квестовыми артефактами... но об этом я расскажу как-нибудь в другой раз.