В период формирования 2-й Тихоокеанской эскадры командование флотом отчетливо представляло себе, что миноносцев типа «Буйный» («Буйный», «Быстрый», «Бодрый», «Бравый», «Блестящий», «Безупречный» и «Бедовый»), вернувшихся на Балтику после своего несостоявшегося перехода на Дальний Восток, явно недостаточно для нового похода. Однако других мореходных миноносцев, кроме трех, достраивавшихся Невским судостроительным и механическим заводом в Санкт-Петербурге («Громкий», «Грозный» и «Громящий»), просто не было.
В результате к эскадре решили присоединить три миноносца типа «Сокол»: «Пронзительный», «Прозорливый» и «Резвый». Эти корабли при водоизмещении около 240 т имели наибольшую длину 58, ширину 5,3 и осадку в полном грузу носом 1,45, кормой 1,55 м (с гребными винтами — 2,24 м). Их вооружение составляли: одно 75-мм, три 47-мм орудия и два 381-мм торпедных аппарата, скорость — около 26,5 уз. По своим тактико-техническим элементам (ТТЭ) они заметно уступали эскадренным (как их уже нередко именовали) миноносцам типа «Буйный».
Последние на момент включения в состав 2-й Тихоокеанской эскадры имели водоизмещение (после приемки всех запасов, необходимых для длительного перехода) 470–480 т; длину 64, ширину 6,4 и осадку около 2 м. Их вооружение включало одно 75-мм орудие, пять 47-мм пушек, три 381-мм торпедных аппарата и два пулемета системы Максима. Скорость хода определялась в 25 уз. Аналогичные ТТЭ (за вычетом одного торпедного аппарата) имели и эскадренные миноносцы «Громкий», «Грозный» и «Громящий».
27 сентября 1904 года все три миноносца типа «Сокол» включили в состав 3-го отделения отряда миноносцев 2-й Тихоокеанской эскадры. Перед походом корабли оборудовали радиотелеграфами, смонтировав для них рубку у четвертой дымовой трубы и установив для растяжки радиосети грот-мачту. Кроме того, кормовой пост управления переместили в нос и смонтировали на площадке между торпедными аппаратами.
После высочайшего смотра 2-я Тихоокеанская эскадра перешла в Либаву и оттуда после завершения последних работ 2 октября четырьмя эшелонами направилась на Дальний Восток. В составе первого эшелона в 7 ч в этот день ушел из Либавы и миноносец «Прозорливый». По мере следования эскадры миноносцам предписывалось «осматривать и удалять» с ее пути все встречные суда.
4 октября во время стоянки у Лангеланда (Большой Бельт) был сформирован тралящий караван из буксирного парохода «Роланд», ледокола «Ермак», крейсеров «Светлана», «Алмаз», «Жемчуг», в который включили и «Прозорливый». На следующий день приказом командующего эскадрой вице-адмирала 3.П. Рожественского № 103 эскадру для дальнейшего следования от Скагена до Танжера разделили на шесть отрядов. При этом «Прозорливый» вошел в состав 5-го отряда вместе с миноносцами «Блестящий», «Безупречный», «Бодрый» и транспортом «Корея» под командованием капитана 2 ранга А.С. Шамова.
6 октября в 7 ч эскадра под проводкой лоцманов вошла в Большой Бельт. При этом миноносцам было приказано «идти по способности» в зависимости от отрядов, в которых они состояли. На следующий день эскадра поотрядно подошла к мысу Скаген, откуда миноносец «Прозорливый» из-за выхода из строя конденсатора и с течью в таранном отделении пришлось в сопровождении ледокола «Ермак» отправить обратно в Либаву. На следующий день приказом командующего эскадрой вице-адмирала З.П. Рожественского № 103 эскадру для дальнейшего следования от Скагена до Танжера разделили на шесть отрядов. При этом «Прозорливый» вошел в состав 5-го отряда вместе с миноносцами Блестящий», «Безупречный», «Бодрый» и транспортом «Корея» под командованием капитана 2 ранга А.С. Шамова.
После ухода 2 октября 1904 года из порта Императора Александра III кораблей 2-й Тихоокеанской эскадры ее командующим З.П. Рожественским были оставлены в России для окончания вооружения крейсер I ранга «Олег», крейсер II ранга «Изумруд», эскадренные миноносцы «Грозный» и «Громкий», а также три миноносца типа «Сокол» — «Пронзительный», «Резвый» и вернувшийся после неудачного выхода с основными силами эскадры «Прозорливый». Уголь для всех пяти миноносцев погрузили на вспомогательные крейсеры «Рион» и «Днепр» (пароходы Добровольно флота «Смоленск» и «Петербург», переименованные и официально причисленные к крейсерам II ранга).
В последнюю минуту к отряду присоединили транспорт «Океан», который должен был сопровождать отряд до Танжера (Марокко). По выходе отряд под начальством командира крейсера «Олег» капитана 1 ранга Л.Ф. Добротворского должен был следовать до Скагена (Дания), где его ожидал пароход с углем и свежей провизией. Далее было приказано принять все возможные меры к совершению перехода от Скагена прямо до Суды (бухта на северо-западном побережье греческого о. Крит).
Кораблям разрешалось зайти для погрузки угля лишь в Танжер. На всем остальном пути требовалось организовать передачу угля с крейсеров на миноносцы «при всяком удобном случае» в море. Для этого «Рион» должен был идти с миноносцами-«соколами», а «Днепр» сопровождать «Громкий» и «Грозный». Таким образом, оба вспомогательных крейсера составляли со своими миноносцами «неразлучные группы». В этих условиях на их командиров ложилась забота о снабжении миноносцев в пути углем и водою, а также обязанность «оказания им полного содействия в их нуждах».
3 ноября 1904 года в 13 ч отряд в составе крейсера 1 ранга «Олег», крейсеров II ранга «Изумруд», «Днепр» и «Рион», миноносцев «Грозный», «Громкий», «Пронзительный», «Прозорливый» и «Резвый» и учебного судна «Океан» вышел из Либавы. Переход для кораблей начался в сложных штормовых условиях. По воспоминаниям очевидца, на миноносцы было страшно смотреть.
«Бог мой, как их валяет! — записал в своем дневнике корабельный врач с «Изумруда» В.С. Кравченко, — весь киль обнажается, того и гляди вот-вот судно перевернется килем вверх... Право, там герои какие-то, фокусники, акробаты».
К полудню 4 ноября, хотя ветер несколько стих, на миноносце «Пронзительный» набежавшей волной смыло вельбот. Но это было только начало. На следующий день, подходя под проводкой датских лоцманов к маяку Факкебьерг, «Прозорливый» приткнулся к мели, при сходе с которой повредил гребные винты.
6 ноября во время стоянки у мыса Франкиар миноносцы впервые грузились углем с крейсера «Рион». Через два дня у Скагена отряд вынужден был из-за тумана, снега и зыби стать на якорь. Повреждения миноносца «Прозорливый» при его постановке на мель оказались «более значительными, нежели предполагали раньше», и без исправления его гребных винтов дальнейшее плавание грозило еще более серьезными повреждениями из-за сильной «тряски» кормы.
В результате 8 ноября «Прозорливому» приказали идти в Фридерихсхафен для исправления поврежденных винтов. На это ушло 24 ч, после чего миноносец присоединился к отряду. На следующий день разразился нешуточный шторм.
Очевидец, штурман крейсера «Рион» мичман Б.К. Шуберт, вспоминал: «К вечеру 9-го так заревело, что мы стали бояться за миноносцы: их совершенно покрывала разгулявшаяся волна, и вскоре начало дрейфовать; крейсера освещали миноносцы прожекторами, и видно было, как на последних делались отчаянные попытки сняться с якоря, чтобы подойти ближе к берегу».
Миноносец «Резвый» сорвало с якорей, и волной снесло вельбот. Потеряв якорь, миноносец попытался укрыться от шторма у Фридрихсхафена.
©Н.Н. Афонин
Перед Вами фрагмент статьи из журнала "Гангут"№ 129/2022 Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut
Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!