Найти тему
Библиотекарь

Мне показалось это интересным

В то время пока готовиться продолжение цикла о четвертой книге Царств, я предлагаю вашему вниманию небольшой обзор первых шести глав книги Бытие. Вообще за прошедший месяц у меня накопилось в черновиках ряд идей, некоторые из которых даже получили свои заголовки и пылятся в ожидании публикации. Сегодня же в качестве своего рода аперитива предлагаю обратить внимание на одну любопытную деталь, которая не бросается в глаза при первом прочтении, и для меня лично многие десятилетия оставалась рядовой и ничего не значащей, до определенного момента.

Итак.

Первые шесть глав повествуют о Творении, Эдемском саде, последующей истории двух деревьев, изгнании, появлении Каина, Авеля, родословной Адама и наконец и предстоящем Потопе. Это ключевые события, и я просто прошелся ради напоминания оных.

Что характерно. В первой главе речь идет о Боге, творящем мир. Вторая глава вводит новый оборот и присоединяет к слову "Бог" приставку "Господь", что в свою очередь выливается в словосочетание "Господь Бог", и на языке оригинала звучит, как "Яхве-Элохим". Это разночтение послужило причиной споров об авторстве и попытке разглядеть два разных источника повествования, образованию двух лагерей именуемые "Яхвисты" и "Элохисты". Споры ведутся до сего дня, аргументы сторон убедительны, и точки так и не поставлены в этом вопросе.

Что касается меня лично, я помню двадцать лет назад курс лекций по "Введению в Ветхий Завет" и тема эта поднималась преподавателем, но оставила меня равнодушным к этому вопросу. Я не претендую на роль глубокого исследователя и авторитета, но как мне кажется, речь в первых двух главах книги Бытие идет об одном и том же, и как будто с разных перспектив.

Использование двух разных титулов, имен Божиих в первых главах не обладает тем значением, которое им придают сторонники разных лагерей, и дальнейшее повествование наталкивает на мысль, что в первых шести главах речь идет об одном и том же Боге, чередуя слова "Бог" и "Господь" в одном тексте и в одном контексте.

Обращает на себя внимание вот что.

В первой как я уже сказал звучит только "Бог". Во второй, только "Господь Бог", далее, в третьей так же "Господь Бог", в четвертой ситуация немного меняется и используется исключительно "Господь". Пятая глава упоминает Бога не напрямую, а как бы косвенно и преимущественно говорит о Адаме и его потомках, вплоть до Еноха и в конце концов до рождения Ноя. Вот тут постепенно открывается замысел автора и уже звучат первые нотки, как имени Божьего (Яхве-Господь), так и просто Бога, как такового. Прочитайте сами, это не сложно заметить.

Шестая глава, уже не сколько не скрываясь то и дело чередует по отдельности как слово Бог, так и имя Господь, но уже по отдельности, что началось еще в пятой главе, а в шестой в разы больше. И не разу не используется слово сочетание Господь Бог.

Какие можно сделать выводы из всего вышесказанного? Как я уже озвучил выше, вполне возможно, нам предлагается не выдумывать разные теории относительно двух разных школ/лагерей, придумывать разные источники происхождения жизни, а существую такие взгляды, что якобы у Адама была еще одна жена до Евы, и прочая муть, текст предлагает нам общую и целостную картину, где и Господь, и Бог и словосочетание Господь Бог говорит лишь об одном- Автором жизни и истории. Тем, кто восседает над кругом земли, является один и тот же Бог, как в первой главе книги Бытие, так в последующих. Сложно думать о двух разных Богах, двух разных источниках вдохновения, только лишь потому, что упоминаются разные категории. Дальнейшее прочтение книги дает повод думать о Едином Творце и никак иначе.