Найти тему
Курьезная Хроника

Продается место в раю: как индульгенции превратили крестовые походы в бизнес

Крестовые походы - это явление, которое ярко, но трагично отражает дух средневековой Европы. Походы за Гроб Господень, освобождение Святой Земли от неверных, борьба с ересью и схизмой - все это составляло неотъемлемую часть жизни европейских народов того времени. Но как и в любом грандиозном проекте, в крестовых походах были и свои темные стороны. И одна из них - коммерциализация индульгенций, которая превратила священную войну в реальный бизнес.
Индульгенция - это церковное отпущение времени наказания за грехи, уже исповеданные и прощенные. Она являлась духовным вознаграждением за покаянные деяния. По учению католической Церкви, после исповеди, отпущения греха и исполнения искупительного действия, необходимо было очиститься от временных кар за грех в этом мире, от наказаний чистилища в том мире, избавиться от мук геенны и увенчаться славой в вечном блаженстве. Именно такую индульгенцию обещал папа Урбан II участникам Первого крестового похода. Крестоносцы, идущие освобождать Святую Землю от мусульман, получали прощение всех грехов.

Важно уточнить, что индульгенция освобождала не от греха как такового, а от времени наказания за него в чистилище. То есть, она не отменяла грех как такой, а сокращала срок очищения души.

Однако с XIII века, благодаря реформам Иннокентия III, система индульгенций существенно изменилась. Папа упростил процедуру получения прощения грехов, расширив ее применимость и снизив требования. Теперь индульгенцию могли получить не только те, кто лично участвовал в походе, но и те, кто оплачивал расходы на другого воина. Более того, появилась возможность выкупить обет крестоносца - внеси денежную сумму и освободись от похода.
Эти нововведения сделали индульгенцию не только способом вознаграждения за благочестивые деяния, но и инструментом финансирования крестовых походов. Церковь увидела в этом отличную возможность сбора средств, и индульгенция быстро превратилась в товар, который можно купить за деньги.

-2

XIII век стал "золотым веком" индульгенций. Папа Иннокентий III ввел "крестовую десятину" - налог с духовенства в пользу крестовых походов. Позже была введена система "королевских третей" в Испании, где короли забирали 2/9 от индульгенций в свою казну. К началу XIV века собирание денег на крестовые походы стало огромной "бизнес-империей" с собственной бюрократией.

Не только денежные пожертвования приносили индульгенции. В XIV веке ее можно было получить не только за деньги, но и за участие в паломничествах к определенным святыням. Например, посещение мессы в храме Гроба Господня в Иерусалиме, участие в религиозных процессиях к гробнице святого Иакова Компостельского в Испании - все это приносило прощение грехов.

В Испании "крестовая булла", официальное папское послание, объявляющее о крестовом походе и жалующее индульгенции, была настолько распространена, что индульгенцию можно было купить за два реала (почти за копейки по тогдашним мерам). Эта булла действовала как своеобразный "пропуск" в рай, обещая отпущение грехов всем, кто финансировал крестовый поход или лично участвовал в нем. Часто индульгенцию получали также за участие в религиозных мероприятиях, например, в религиозных процессиях или в специальных молитвенных службах, связанных с крестовыми походами.


Интересным фактом является то, что в 1457 году папа Каликст III впервые разрешил покупать индульгенции для душ умерших, находящихся в чистилище - месте, где, по католическому учению, души умерших очищаются от грехов перед входом в рай. Эта практика быстро распространилась и стала еще одним источником богатства для папства.
Индульгенции использовались для финансирования войн как против «неверных» - мусульман и язычников, так и против «еретиков» - католиков, которые отклонялись от официальной доктрины.
Однако в XV—XVI веках католическая Церковь стала предметом критики со стороны реформаторов.

Реформация XV—XVI веков - это религиозное движение, которое отрицало роль папы и католической Церкви в спасении души, в том числе и учение об индульгенциях.

Реформаторы, в частности, Мартин Лютер, считали, что спасение души не зависит от добрых дел и не может быть куплено. Реформация окончательно похоронила индульгенции как институт католической Церкви, подорвав ее моральную и финансовую власть.
Ирония судьбы заключалась в том, что "продажа" индульгенций стала предметом сатиры и иронии в литературе и искусстве. В своих произведениях писатели - Чосер, Боккаччо, Рабле - высмеивали алчность и жульничество церковных деятелей, занимавшихся проповедью индульгенций. В романах Чосера "Кентерберийские рассказы" и "Троил и Крессида" можно найти яркие образы фальшивых монахов, продающих индульгенции на улицах. Боккаччо в "Декамероне" изображает сборщиков индульгенций как профессиональных мошенников, а Рабле в "Гаргантюа и Пантагрюэле" высмеивает их нелепые проповеди и жульничество, например, в эпизоде с "продажей" прощения грехов за "очищение" определенного количества гороха.

-3