Стало известно, что правительство внесло изменения в комплексную программу развития авиационной отрасли до 2030 года. Об этом сообщили в информагентстве ТАСС, со ссылкой на распоряжение правительства РФ, закрепляющего изменения в комплексную программу.
Согласно внесенных изменений в программу, в 2025 году авиаперевозчикам будет поставлено девять самолетов МС-21 с российскими двигателями. Также в документе было отмечено, что в 2026 году планируется передать заказчикам уже не менее 20 бортов, а с 2029 года будут собирать по 72 единиц в год. Как говорится поживем-увидим. Однако сомнений все же не поубавилось.
Стоит отметить, ряд экспертов в авиаотрасли и ранее сомневались и заявляли, что слова чиновников о запуске в крупную серию с 2024 года импортозамещенных самолётов SJ-100 и МС-21 в 2023 году больше похоже на сказку, ссылаясь на неготовность проекта в целом и сроки сертификационных испытаний.
По словам одного из них (по понятным не стану называть имении), все эти заявления чиновников делались лишь по одной причине, чтобы раньше времени не слететь со своего насиженного и теплого места.
Более того, тогда г-н Чемезов в свое оправдание заявил, что перенос сроков изначально предусматривался программой импортозамещения узлов и деталей в российских самолетах SJ-100 и МС-21.
Однако в 2022 году он амбициозно заверял СМИ, что в течении 2-х лет имортозаместят комплектующие для самолетов и с 2024 года уже начнутся поставки первых серийных российских бортов. Но как говорится, «в уши лить – не мешки воротить».
Стоит напомнить, что еще в марте этого года в пресс-центре Ростеха сообщили об очередном переносе сроков поставок отечественных самолетов МС-21 с 2024 на 2025 год. Как тогда пояснили в Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК), перенос сроков связан объективными техническими сложностями, возникшими в условиях санкционной политики Запада и в условиях дефицита времени, что является нормальным явлением для проектов такого масштаба.
Как бы там ни было, но в Госкопорации тогда подчеркнули, что ОАК столкнулся с рядом объективных ограничений, связанных с тем, что пришлось воссоздавать с нуля компетенции в области авиастроения. В первую очередь пришлось разрабатывать полностью новые отечественные системы ключевые узлы и компоненты, бортовую электронику, программное обеспечение и многое другое, включая новые двигатели, заявили авистроители.
Более того сообщалось, что авиапромышленность не успевает испытать самолеты в установленные сроки, а также была информация, что характеристики самих самолетов МС-21 пока не соответствуют проектным.
Но позвольте, необходимость полноценных испытаний для запуска серийного производства действительно никто не отменял. Более того, восстановление с нуля компетенций авиастроении говорит о том, что они все же действительно были утеряны.
То есть все ранее заявления о развитии отечественного авиастроения, сделанные ранее официальными лицами ОАК и Минпромторга, ничто иное, как пускание пыли в уши, особенно учитывая, что производство самолёта МС-21 предполагалось начать еще в 2016 году, которое неоднократно откладывалось.
На днях я уже выкладывал новость, что входе аудита промышленных мощностей и авиазаводов ОАК консультантами Сбербанка и «Газпром нефти». Тогда говорилось, что аудиторы пришли к определенному выводу.
Согласно сообщению ряда изданий, аудиторы подтвердили, что нужно вносить изменения в принятую программу развития авиаотрасли 2022 года, в первую очередь опираясь на экономические показания оправданного спроса. Согласно их заключению, в отечественной авиаотрасли образовался дисбаланс с программой по требуемым объемам и типам самолетов.
Каких-то официальных комментариев после завершения аудиторской проверки 9 августа 2024 года, не давалось. Однако в издание «Коммерсантъ» сообщили, ссылаясь на свой источник в авиаотрасли, что после аудита должно состоятся закрытое совещание у пример-министра, где будет обсуждаться пересмотр и серьезная корректировка плана развития авиаотрасли 2022 года, в сторону сокращения. Было отмечено, что при ранее запланированном производстве от 140 до 270 воздушных судов в год реальная потребность оценивается аудиторами в 50–60 самолетов.
С большой долей вероятности, в первую очередь это может связано с тем, что крупнейший авиаперевозчик страны – «Аэрофлот», ранее отказался от закупки самолетов линейки SJ-100 и Ту-214, в пользу МС-21. По словам главы «Аэрофлота» Сергея Александровского, в компании теперь намерены закупать и эксплуатировать только один тип отечественных самолетов, и это МС-21.
Более того, 2 августа 2024 года Арбитражный суд Москвы зарегистрировал иск авиакомпании «Аэрофлот» к авиапроизводителям и потребовал взыскать с авиастроителей 7,3 млрд руб.
Подробности иска до сих пор не раскрываются. Однако ранее Александровский уже жаловался на срывы сроков поставок отечественных самолетов, из-за чего якобы компания понесла серьезные убытки.
Стоит отметить, что согласно ранее подписанному соглашению с ОАК, «Аэрофлоту» до конца 2030 года ОАК должна была поставить 210 самолетов МС-21, 89 единиц Superjet 100 и 40 лайнеров Ту-214. Поставки же первых бортов, должны были начаться в 2024 году. Теперь же группа «Аэрофлот» намерена закупить 339 воздушных судов линейки МС-21, включая его укороченную версию.
Однако по сообщению ряда ресурсов в сети, на сегодняшний день до сих пор еще идут работы не только по двигателю ПД-8, но и флагман ПД-14 имеет еще массу проблем.
Отмечается, что в технологию производства двигателя сегодня вносятся ряд изменений, а также есть проблемы с ресурсом силовой установки, из-за чего собственно многие отечественные авиаперевозчики пока не торопятся его закупать.
Так ли это на самом деле, неизвестно. В ОАК также не дают никаких комментариев, ссылаясь на сроки поставок SSJ-100 New и МС-21, которые якобы были синхронизированы с поставками двигателей и других комплектующих, узлов и систем.
Стоит также отметить, что в Минпромторге сообщили, что по результатам аудиторской проверки в программу все же внесены поправки с учетом изменения сроков. Заявляется, что общее число магистральных самолетов осталось на прежнем уровне, только изменился их срок выхода на рынок.
Однако согласно нового распоряжения правительства РФ, закрепляющего изменения в комплексную программу развития авиаотрасли, всего до 2030 года теперь планируется производство 990 российских самолетов. То есть на 91 борт меньше планов 2022 года, что собственно тоже не может не радовать.
Тем не мене до сих пор не понято, зачем в ОАК умалчивают проблемы, которые действительно нужно решать, а также остро реагировать на критику, тем более если критика является конструктивной.
И это не говоря о том, что сам самолет МС-21 разрабатывался на базе Як-242, разработку которого завершили еще в 1993 году. Данный проект Як-242 вместимостью до 162 пассажиров создался под более ресурсные и экономичные модернизированные пермские двигатели ПС-90А-12 с тягой 12 тонн каждый, проект которых также был свернут в связи с тяжелой обстановкой в стране и нехваткой финансирования.
Как бы там ни было, но будем все же надеется на появление МС-21 у гражданских авиаперевозчиков в следующем году, собственно, как и на SSJ-100 New. Также будем надеется, что внесенные изменения в программу развития отечественной отрасли до 2030 года останется актуальной, а наши авиапроизводители покажут на что действительно способна российская авиапромышленность в условиях жестких санкций.