На днях на канале уже поднималась тема того, что сроки поставок отечественных самолетов в очередной раз могут быть сдвинуты вправо. Данная информация была опубликована в издании «Коммерсантъ» со ссылкой на свой информированный источник в авиаотрасли.
Речь шла о том, что после аудиторской проверки ОАК представителями «Сбербанка» и «Газпром нефти», планы по выпуску 1 тыс. отечественных гражданских самолетов до 2030 года, могут быть пересмотрены в сторону сокращения. А также, что себестоимость первых выпущенных в серию самолетов МС-21, SJ-100 New, Ту-214 и Ил-114 может быть увеличена от ранее прогнозируемого ценника. Ссылку на данный материал прикреплю ниже.
Так вот, после выхода этой новости появились дальнейшие подробности. Как пояснил глава Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь в интервью изданию «Интерфакс», что отчасти это действительно так.
«Мне на самом деле статья понравилась, она по сути отражает действительность, потому что все меняется: транспортная модель меняется и подходы к цифрам меняются. Мы - часть авиатранспортной отрасли, которая отвечает за поставки авиаперевозчикам отечественных самолетов" – заявил глава ОАК Юрий Слюсарь.
По его словам, планы производства гражданских самолетов в России будут пересмотрены в связи с изменениями модели авиаотрасли. Однако на данный момент речь пока не идет непосредственно о сокращении производства. Те не менее в ОАК теперь пересмотрят программу в плане какого типа самолетов может быть нужно больше, а какого – меньше, пояснил Юрий Слюсарь.
Напомню, что согласно информации «Коммерсанта», по итогам консультаций с представителями ОАК аудиторы пришли к выводам, что между спросом на авиаперевозки и производством появился дисбаланс по производимым типам самолетов, которой не совпадает с планами заложенной комплексной программы развития отечественной авиаотрасли до 2030 года, утверждённой правительством еще в июне 2022 года.
Тем не менее, по данным источника издания «Коммерсантъ», при ранее запланированном производстве от 140 до 270 самолетов в год, реальная потребность теперь оценивается аудиторами в 50-60 единиц, что собственно и подразумевает под собой неминуемое сокращение производства.
Помимо это, источник «Коммерсанта» утверждает, что аудиторская проверка промышленных мощностей ОАК выявила существенные проблемы с ростом себестоимости самолетов. Отмечается, что в первую очередь рост себестоимости связан с необходимостью импортозамещения большинства систем, узлов и комплектующих.
То есть комментируя данную информацию об увеличении себестоимости отечественных бортов, Юрий Слюсарь также подтверждает данную информацию. Однако, по его словам, себестоимость первых выпущенных в серию самолетов "не окажется сопоставима с Boeing и Airbus" в своем классе, так как это просто невозможно.
Что на самом деле означает этот уклончивый ответ главы ОАК – не совсем понятно для простого обывателя такой. Также непонятно будут ли наши самолеты дешевле или дороже буржуйских.
Однако справедливости ради можно отметить, что с большой долей вероятности наши первые импортозамещенные воздушные суда на начальном этапе серийного производства будут действительно все же дороже одноклассников от Boeing и Airbus. И увы это нормальная мировая практика. Так что видимо о тех сказках, которые ранее «на уши вешали» многочисленные представители ОАК, похоже придется все забыть.
Тем не менее у России все же остались компетенции, ресурсы, да и производственные расходы всегда были ниже, чем у западных конкурентов. И это не говоря уже о себестоимости ряда узлов и комплектующих для авиапромышленной отрасли, которые ранее западные авиапроизводители старались выпускать именно в России. Оставлю данную тему для другого материала.
Возвращаясь к нашим «баранам», стоит отметить, что Юрий Слюсарь также пока не дает каких-то развернутых комментариев по вопросу резкого увеличения стоимости отечественных воздушных судов. Тем не менее он заявил, что на сегодняшний день в ОАК стоит первостепенная задача управлять экономикой и идти по пути сокращения затрат, а также снижать трудоемкость, что собственно отчасти и подтверждает выше сделанные выводы.
Стоит отметить также, что в рамках программы развития гражданской авиации в период до 2030 года, утвержденной в 2022 году, поставки российским авиаперевозчикам новых ипортозамещенных самолетов в авиакомпании планировалось начать в 2023 году. Однако в марте 2024-го стало известно, что ОАК сдвинули сроки поставок на 2025 и 2026 годы.
Также ранее стало известно, что крупнейший российский авиаперевозчик страны – группа «Аэрофлот» отказалась от закупки 40 бортов Ту-214 и 89 импортозамещенных версий самолетов SJ-100 в пользу МС-21.
Более того, 2 августа 2024 года Арбитражный суд Москвы зарегистрировал иск авиакомпании «Аэрофлот» на 7,3 млрд. рублей к производителю региональных лайнеров SJ-100 – компании ПАО «Яковлев».
По информации ряда источников, основной причиной указывается задержка поставки самолетов, которые в рамках ранее подписанных соглашений должны были начаться с 2023 года и на которые в 2022 году были выделены средства из Фонда национального благосостояния.
Мы будем следить за ходом данных событий, особенно на фоне появившейся новости о возникшей проблеме роста себестоимости отечественных самолетов еще до начала их запуска в серию.