Найти в Дзене
Кино с Кристиной Ивой

Кто такие писатели-архитекторы и писатели-садовники и откуда это взялось?

Джордж Р. Р. Мартин, известный автор "Игры престолов", в интервью газете Sydney Morning Herald в 2011 году сравнил писателей с архитекторами и садовниками.

Писатели-архитекторы — это те, кто тщательно разрабатывает структуру своего произведения, планирует каждый аспект своего мира, начиная от деталей сюжета и заканчивая архитектурой самого рассказа. Они строят своего рода план, подобно тому, как архитекторы создают чертежи для дома, определяя, где будут находиться окна, двери и комнаты.

С другой стороны, писатели-садовники предпочитают более спонтанный подход. Они "сажают" идеи, позволяя им медленно развиваться и вырастать в полноценные произведения. Их метод работы напоминает процесс садоводства: они выкапывают ямку, сажают семена и наблюдают, как идеи начинают прорастать. Такой подход предполагает отсутствие строгого плана; садовники часто не знают, чего именно ожидать от своих творений в конце.

Мартин также подчеркивает, что, несмотря на предрасположенность к определенному типу, каждый писатель в какой-то мере является и архитектором, и садовником. Он сам считает себя больше садовником, позволяя своим персонажам вести его по сюжету. Однако он отмечает, что в его голове есть общие контуры истории, даже если не прописаны все детали и повороты. Таким образом, подход писателя к своему творчеству определяет не только стиль работы, но и сам процесс создания литературы, обогащая его различными идеями и сюжета.

— Я всегда говорил, что есть – упрощая это — два типа писателей: архитекторы и садовники. Архитекторы делают чертежи, прежде чем забить первый гвоздь, они проектируют весь дом, куда проходят трубы, сколько в нем будет комнат, какой высоты будет крыша. Но садовники просто выкапывают ямку, сажают семена и смотрят, что получится. Я думаю, что все писатели отчасти архитекторы, а отчасти садовники, но они склоняются к той или иной стороне, а я определенно больше садовник. В мои голливудские годы, когда все работало по эскизам, мне приходилось надевать одежду архитектора и притворяться архитектором. Но моя естественная склонность, то, как я работаю, заключается в том, чтобы руководить своими персонажами и следовать за ними.
Как бы то ни было, я знаю, куда иду. У меня в голове сложились общие контуры истории, но это не значит, что я знаю все мелкие детали и каждый поворот на пути, который приведет меня туда.