Найти в Дзене
ТыжИсторик

Разве это клад? Его в мешок не покладёшь и в сундук не закопаешь!

Автор: Александрийский библиотекарь То ли дело у нас клад – всем кладам клад! Его можно и в мешок, и в сундук, и в Оружейную палату! Всем привет. Мы продолжаем бродить по городищу Старая Рязань. И сегодня нам попался самый первый – и самый крутой – клад с этого памятника Древней Руси. Нашли его в 1822 году крестьяне помещика Шестакова Устин Ефимов с сыном и Яков Петров. Они взялись починить ставшую малопроезжей дорогу возле величавых городских валов. И в яме обнаружили полуистлевшую кожаную сумку. А в ней немалые ценности. Вчитайтесь: кресты яшмовые в золотой оправе, пуговицы золотые, почки заячьи верченые кольца, серьги и перстни из того же презренного металла, зарукавья, подвески и цепочки с камнями и жемчугами. Весы показали 6 фунтов. Это, почитай, 2,5 кг драгоценностей. Нет, я еще добавлю. Нравится мне перечислять это изобилие. Два больших круглых колта, бармы из дутых бусин и круглых медальонов, браслеты, образки. Но особую ценность представляли тринадцать круглых золотых блях р

Автор: Александрийский библиотекарь

То ли дело у нас клад – всем кладам клад! Его можно и в мешок, и в сундук, и в Оружейную палату! Всем привет. Мы продолжаем бродить по городищу Старая Рязань. И сегодня нам попался самый первый – и самый крутой – клад с этого памятника Древней Руси. Нашли его в 1822 году крестьяне помещика Шестакова Устин Ефимов с сыном и Яков Петров. Они взялись починить ставшую малопроезжей дорогу возле величавых городских валов. И в яме обнаружили полуистлевшую кожаную сумку. А в ней немалые ценности. Вчитайтесь: кресты яшмовые в золотой оправе, пуговицы золотые, почки заячьи верченые кольца, серьги и перстни из того же презренного металла, зарукавья, подвески и цепочки с камнями и жемчугами.

Старорязанский клад 1822 года. Фото из интернета
Старорязанский клад 1822 года. Фото из интернета

Весы показали 6 фунтов. Это, почитай, 2,5 кг драгоценностей. Нет, я еще добавлю. Нравится мне перечислять это изобилие. Два больших круглых колта, бармы из дутых бусин и круглых медальонов, браслеты, образки.

Старорязанский клад 1822 года. Фото из интернета
Старорязанский клад 1822 года. Фото из интернета

Но особую ценность представляли тринадцать круглых золотых блях разной величины, усыпанных самоцветными каменьями и украшенных ликами святых. И все это выполнено в технике живописи по эмали, по-научному финифть. Пять из этих медальонов были парными, три непарными.

Старорязанский клад 1822 года. Фото из интернета
Старорязанский клад 1822 года. Фото из интернета

Помещик Шестаков был человек законопослушный. А, может, испугался, увидев, экое изобилие может земля рязанская рожать. И от греха подальше передал найденные сокровища рязанскому губернатору князю Лобанову-Ростовскому. Это для Шестакова он был царь и бог. А так-то и у него имелся свой вышестоящий начальник, генерал-адъютант императорского двора Балашов. Кстати, он попутно был генерал-губернатором всея великия и малыя Рязанской, Воронежской, Орловской, Тамбовской и Тульской губерний разом. Именно Балашов сообщил о сем чрезвычайном событии самодержцу Всероссийскому государю императору Александру I. Вертикальнее этой вертикали тогда не было. Александр, не долго думая, приказал передать клад в Эрмитаж. И оборотился к крестьянам. «Вот тебе пятак на водку – и пошел отсюда вон», небось, ожидали вы услышать? Как бы не так! Находчикам, то есть, лично Устину и сыну его Моисею Ефимовым от казны было пожаловано девять тысяч (9 тысяч!) рублей. Их коллега Яков Петров разбогател на одну тысячу. Сказка на этом заканчивается. И начинается история научного изучения клада, самой Старой Рязани и всей древнерусской истории.

Старорязанский клад 1822 года. Фото из интернета
Старорязанский клад 1822 года. Фото из интернета

Давайте вспомним, что это было за время. Клонилась к закату либеральная Александровская эпоха, да, это понятно. Но главное – прошло только 10 лет, как повоевали самого Наполеона. Это была тяжелая, но победоносная война с первой армией мира, на минуточку! И вот просвещенное общество осознало себя русскими людьми, причастными к великой и славной истории. Великой и славной, уточним мы, но практически неизвестной в собственной стране! Карамзин только четыре года как издал «Историю государства Российского». Соратники Пушкина по цеху, да и само Солнце русской поэзии на волне патриотического подъема увлечены всевозможными песнями славян – хоть западных, хоть под гармошку.

Старорязанский клад 1822 года. Фото из интернета
Старорязанский клад 1822 года. Фото из интернета

А тут, стало быть, клад фантастических по красоте вещей – и откуда! С территории древнего города, в незапамятные времена первым павшего на пути алчных и беспощадных татаро-монгольских войск. Да и был ли тот город, та Рязань? Или это все летописные басни? Поэтому, не откладывая - по русскому обычаю - дело в долгий ящик, прямо в том же 1822 году в Старую Рязань примчался знаток древностей российских, историк, филолог, археограф Константин Федорович Калайдович. Он описал место, где была сделана сенсационная находка. И даже заложил три шурфа – да, тогда все были археологами. Каждый со своей методикой... В раскопах пошел какой-то культурный слой. Компетенции Калайдовича хватило, чтобы понять: под ногами действительно покоится летописный город, сожженный Батыем 21 декабря 1237 года. Через два года – стремительно по российским-то меркам – Александр I вызвал статс-секретаря, действительного тайного советника, члена Государственного Совета Алексея Николаевича Оленина. И поручил ему научное изучение старорязанского клада. Монарший выбор не был связан ни с громкими титулами, ни с какой-то особой близостью к тогдашней "семье". Просто Оленин был еще президентом Императорской Академии художеств и директором Петербургской публичной библиотеки (теперь она носит имя Салтыкова-Щедрина), а также известным историком, археологом и даже академиком. Кто, если не он? – воскликнем мы вслед за Александром. Научных задач предстояло разрешить, «буде возможно», две: 1. К чему сии убранства могли служить? 2. Кому оные принадлежали?

Старорязанский клад 1822 года. Фото из интернета
Старорязанский клад 1822 года. Фото из интернета

Оленин подошел к делу со всей серьезностью государственного мужа. Но был так занят всей прочей службой, что итоги изучения сокровищ представил миру с пометкой «памяти вечно-достойной славы Императора Александра I». Вышли плоды оленинских трудов в 1831 году, через 6 лет после кончины государя.

Альбомы про старорязанские клады. Фото из интернета
Альбомы про старорязанские клады. Фото из интернета

Основательная историко-археологическая работа называлась «Рязанские русские древности, или Известие о старинных и богатых великокняжеских или царских убранствах, найденных в 1822 году близ села Старая Рязань». Именитый автор пришел к выводу, что клад содержит предметы мужского и женского убранства, причем великокняжеского достоинства. Кому конкретно из рязанских князей они могли принадлежать, не знаем и мы сейчас.

Вариант реконструкции головного убора с предметами клада 1822 года. Фото из интернета
Вариант реконструкции головного убора с предметами клада 1822 года. Фото из интернета

Максимум, что смог определить Оленин по надписям на древнерусском языке, это примерное время изготовления драгоценностей: 12-й - начало 13-го века. В общем, нам теперь это и так ясно, а тогда был заметный прорыв в науке. Крупные и импозантные золотые бляхи академик назвал «бармами», что было не совсем верно, однако в науке закрепилось. Но справедливо отнес их комплекту церемониальных, парадных регалий. В этом же ряду и шапка Мономаха, и скипетр с державой, и нагрудная икона-крест на золотой цепи.

Старорязанский клад 1822 года. Фото из интернета
Старорязанский клад 1822 года. Фото из интернета

Чисто технически же бармы – это очень условно воротник, который «всего лишь» расшит золотом, жемчугом, драгоценными камнями, да вдобавок украшен эмалями. Бармы были символом тяжести власти и ответственности их носителя за судьбы государства и людишек где-то там, ниже престола. Само слово «бармы», как полагают филологи, происходит от греческого корня и означает тяжесть. Оно и созвучно, и синонимично слову «бремя». Короче, тяжелы, как упомянутая шапка Владимира Всеволодовича, отродясь не носившего ее.

Старорязанский клад 1822 года. Фото из интернета
Старорязанский клад 1822 года. Фото из интернета

Видимо, поэтому и носить бармы положено было в торжественных случаях. Например, при венчании на княжение. Или вообще на царство. Ага, к нашему домонгольскому периоду княжеств это царство не клеится. Но и дело-то в том, что бармы в русских духовных грамотах впервые упомянуты в начале 14-го века. Рязанские же изделия, как мы понимаем, были сделаны на пару веков раньше. Поэтому, например, уже известный нам археолог Владислав Петрович Даркевич считал так:

В Рязани найдены собственно не бармы, а наборы от двух эффектных ожерелий, состоящих из золотых ажурных бусин и крупных золотых медальонов диаметром от 7,5 до 10,5 см, декорированных самоцветами, жемчугом, филигранью, эмалевыми фигурами святых.

Но это все технические моменты, важные археологам, историкам, искусствоведам. Очевидной же была и остается исключительная красота старорязанского клада, его историческая ценность и высокий уровень мастерства рязанских ювелиров. Поэтому в итоге великокняжеские «бармы» из Эрмитажа в Питере переехали в Первопрестольную. И заняли почетное место в сокровищнице Оружейной палаты Московского Кремля. Будете в тех краях – обязательно посмотрите.

Марка с изображением клада 1822 года. Фото из интернета
Марка с изображением клада 1822 года. Фото из интернета

А пока гляньте, кому на Рязани было жить хорошо!

И потом сразу в телеграм-канал.