Найти тему

Опера Р. Вагнера «Золото Рейна» в Мариинском театре.🔥🔥🔥

Художник-постановщик Георгий Цыпин.

Концепция обновления Валерий Гергиев.

Режиссер обновления Кристина Ларина.

Дирижер - Валерий Гергиев.

Это моя первая встреча с оперой «Кольцо нибелунгов» Рихарда Вагнера, хотя до этого я посмотрела трансляцию оперы «Летучий голландец» из Концертного зала имени П.И.Чайковского. Я много раз слышала отрывки из разных опер композитора, в том числе и в фильмах: «Меланхолия» и «Антихрист» Триера, «Апокалипсис сегодня» Копполы и других. Это, безусловно, музыка современности, и она грандиозна!!!

Мост- радуга, ведущая к новому чертогу богов. Опера Р. Вагнера «Золото Рейна» в Мариинском театре. Фото автора.
Мост- радуга, ведущая к новому чертогу богов. Опера Р. Вагнера «Золото Рейна» в Мариинском театре. Фото автора.

В двух словах о вкладе Рихарда Вагнера в оперное искусство. Композитор создал психологическую и философскую музыкальную драму (а не оперу в классическом виде), основанную на германо-скандинавских мифах. Интерес к мифологии стал трендом в 20 веке. Кроме романа Джойса «Улисс», «Волшебной горы» Томаса Манна, можно назвать такие саги, как «Властелин колец» Дж.Р.Р. Толкиена или «Звездные войны» Дж. Лукаса. Многие романы-фэнтези основаны на мифах.

Почему же интерес к мифологии пронизывает культуру 20 века? Это связано с тем, что мир настолько усложнился, что искусство стало искать новые пути исследования человека и мира. Прежний, реалистический подход, исчерпал себя. Возникла тенденция изображать мир через вечное и архетипическое. Под вечным понимали общечеловеческие модели поведения, то, что связывает и объясняет все явления мира. Отсюда в тетралогии повторы и пересказы одних и тех же событий, многократное воплощение «стихий: Огня, Воды, Сна, Полета» и т.д.

Мир Рейна - мир счастья и радости. Опера Р. Вагнера «Золото Рейна» в Мариинском театре. Фото автора.
Мир Рейна - мир счастья и радости. Опера Р. Вагнера «Золото Рейна» в Мариинском театре. Фото автора.

Но миф в операх Вагнера переосмыслен. Это романтизированный миф. Вагнер и другие художники использовали романтические принципы изображения, потому что они более всего подходили для создания мира, где нет иерархии. Не случайно Вагнер очень любил Шекспира. В романтическом мире все строится на конфликте одних сил с другими. Добро и Зло здесь весьма условны. Эти силы управляют миром, но они не подчинены друг другу.

Краденое золото. Начало конца. Опера Р. Вагнера «Золото Рейна» в Мариинском театре. Фото автора.
Краденое золото. Начало конца. Опера Р. Вагнера «Золото Рейна» в Мариинском театре. Фото автора.

Понятно, что это мир противоположен христианскому, где высшим подвигом является подчинение судьбе или высшей божественной воле. Наоборот, главной темой романтиков является Судьба. В операх Вагнера мотив предопределенности конца мира главный. Романтический герой объят жаждой подвига во имя высшей духовности (это не христианская духовность), но душа его раздвоена. Есть, правда, и другой тип романтического героя, который, как хан Ратмир из «Руслана и Людмилы», находит свое счастье в отшельничестве, т.е. в бегстве от мира. Современный эскапизм тоже связан с неприятием мира.

Романтическая картина мира станет очень притягательной из-за интереса романтиков ко всему, что нарушает норму. Они заглянут в темные уголки души. Они заинтересуются бессознательным целых народов, отраженном в мифах и фольклоре. Так что связь мифа и романтизма налицо. И там, и там интерес к надмирным силам, к вечности и к иррациональному. И там, и там, главное - тема Судьбы.

Рихард Вагнер, взяв за основу миф, меняет и построение оперы. Никакой развлекательности. Речь идет о высоких идеях. Оперы Вагнера - это музыкальное полотно, которое скрепляется лейтмотивами. Их число в тетралогии доходит до сотни. Это лейтмотив Рейна, золота, кольца, Валгаллы, копья Вотана и меча Нотунга, проклятия любви, Судьбы и т.д.

Великан Фафнер (Мирослав Молчанов). Опера Р. Вагнера «Золото Рейна» в Мариинском театре. Фото автора.
Великан Фафнер (Мирослав Молчанов). Опера Р. Вагнера «Золото Рейна» в Мариинском театре. Фото автора.

Вагнер наделил лейтмотивами всех участников эпической трагедии: и природных существ, и предметы, и богов, и философские понятия. Партитура «Золота Рейна» была написана в 1854 году. Она открывает тетралогию «Кольцо нибелунгов» о судьбе человека и мира, «о катастрофе романтического мира». Композитор называет «свой opus magnum » триптихом с прологом, где первая часть – пролог («предвечерие»). Опера рассказывает о тех силах, которые и приведут к гибели мира снизу и сверху. Она очень динамичная, в отличие от второй оперы «Валькирии». Действие на сцене поддерживается масштабными видеоинсталляциями, от которых захватывает дух (художник по свету - Глеб Фильштинский). Мы то взлетаем в космические выси, где возвышается Валкалла, то ныряем в бездны Нибельхейма - царство гномов.

Дворец Валкалла, построенный великанами. Опера Р. Вагнера «Золото Рейна» в Мариинском театре. Фото автора.
Дворец Валкалла, построенный великанами. Опера Р. Вагнера «Золото Рейна» в Мариинском театре. Фото автора.

Видеоинсталляциями переданы все четыре элемента: вода, огонь, земля и воздух. «Первые 136 тактов - настоящая космогония». Сразу два мифа переданы музыкальными средствами: творение мира из воды и миф о рождении музыки. «Вагнер делает ми-бемоль мажор тональностью природы».

Великаны забирают Фрейю, богиню юности (Ангелина Ахмедова). Опера Р. Вагнера «Золото Рейна» в Мариинском театре. Фото автора.
Великаны забирают Фрейю, богиню юности (Ангелина Ахмедова). Опера Р. Вагнера «Золото Рейна» в Мариинском театре. Фото автора.

Тема золота Рейна - это тема радости и света. В Старшей Эдде оно названо «огнем вод». Золото имеет двойное значение: оно может нести и свет, и зло. В мире, где живут боги и другие природные существа: великаны, гномы, русалки, - нет согласия, и поэтому свет на сцене все время меняется. Свет обозначает и место пребывания героев драмы, и накал конфликта.

Валхалла - это место, куда допущены герои, павшие в битвах. Проекции огромных истуканов, висящих в небе в горизонтальном положении, напоминают об этом и задают тему гибели. Важно, что иерархия вроде бы есть, но ее на самом деле нет. Верховный бог Вотан расшатывает фундамент мира на своем уровне.

 Вотан и обманщик Логе. Предлагает забрать золото у Альбериха (Михаил Векуа и Евгений Никитин). Опера Р. Вагнера «Золото Рейна» в Мариинском театре. Фото автора.
Вотан и обманщик Логе. Предлагает забрать золото у Альбериха (Михаил Векуа и Евгений Никитин). Опера Р. Вагнера «Золото Рейна» в Мариинском театре. Фото автора.

Гном Альберих на своем. Он отбирает золото у дочерей Рейна, и гномы выковывают ему кольцо власти. Карлик хочет подчинить себе весь мир. Человечество выбрало золото вместо любви и идет к своей гибели, считал Вагнер. Кольцо в тетралогии означает не только само кольцо, но и единую мистическую связь всех явлений в мире, подобно кольцам на дереве бытия. В мифе Вагнера оно обозначает еще и проклятие, которое затронет всех.

Проклятие Альбериха ( Ярослав Петрник). Опера Р. Вагнера «Золото Рейна» в Мариинском театре. Фото автора.
Проклятие Альбериха ( Ярослав Петрник). Опера Р. Вагнера «Золото Рейна» в Мариинском театре. Фото автора.

Золото имеет тоже двойное значение: оно может нести и свет, и зло. Поэтому в Нибельхайме, где гномы куют золото для Альбериха, вся сцена охвачена огнем. В какой-то момент мелодия совсем исчезает из лейтмотива нибелунгов, и звучит только яростный звон молотков по наковальням. Вотан еще раньше пообещал великанам за возведение Валкаллы свою дочь Фрейю и обещание скрепил клятвой и копьем. Его подбил на это посредник между двумя мирами хитрый и лживый бог огня Логе. Исполнить этот договор Вотан не в силах, поэтому он отбирает с помощью Логе золото и кольцо у Альбериха, чтобы расплатиться с великанами и освободить Фрейю.

Альберих поработил гномов в Нибельхайме. Опера Р. Вагнера «Золото Рейна» в Мариинском театре. Фото автора.
Альберих поработил гномов в Нибельхайме. Опера Р. Вагнера «Золото Рейна» в Мариинском театре. Фото автора.

В этом преступлении кроется одна из причин гибели богов. Но в прологе Вотан находит в себе силы отдать кольцо, потому что богиня земли и прорицательница Эрда советует ему сделать это: иначе случится много бед. В то же время Альберих уже проклял кольцо, и трагедия случается сразу после передачи кольца новому владельцу. Великан Фафнер убивает брата, превращается в змея, завладевает золотом и кольцом нибелунгов и уползает в лес. Равновесие в мире наступает, но оно временное. Как красиво это показано через теплый голубой цвет, который заливает все небо!

Хрупкий и прекрасный мир на небесах. Опера Р. Вагнера «Золото Рейна» в Мариинском театре. Фото автора.
Хрупкий и прекрасный мир на небесах. Опера Р. Вагнера «Золото Рейна» в Мариинском театре. Фото автора.

Однако Альберих не успокаивается. Он собирается бороться за кольцо власти. Его отказ от любви и радости, воплощенных в голубых водах Рейна, а значит, от гармонии мира, определит гибель мира. В последней части «Гибели богов» прозвучит тема искупления любовью. Мы видим, что боги в германских сказаниях вовсе не всесильны. Они не смогли подчинить себе хтонические существа: великанов и гномов. Запутавшийся в клятвах жене и великанам, Вотан мучается из-за своей несвободы. Он понимает смысл содеянного им. И в самом конце первой части тетралогии верховный бог приходит к мысли об освобождении от проклятия кольца через рождение героя Зигмунда/ Зигфрида.

Боги входят в Валкаллу. Короткий мир. Опера Р. Вагнера «Золото Рейна» в Мариинском театре. Фото автора.
Боги входят в Валкаллу. Короткий мир. Опера Р. Вагнера «Золото Рейна» в Мариинском театре. Фото автора.

Об этом я напишу в следующей части, посвященной опере «Валькирия», в которой будет предпринята попытка прорвать кольцо, разбить проклятие. Важно отметить, что музыка Вагнера окажет неизгладимое впечатление на Гитлера, а он, несомненно, считавший себя великим, как все романтики, раздует костер Второй мировой войны в своем увлечении оживить миф и завладеть кольцом власти.

«Томас Манн более отчетливо, чем кто-либо другой, увидел, что движение немецкого романтизма (включая романтизм Вагнера) было «в большой степени ответственно за катастрофу Германии, ставшую и европейской катастрофой». Это не исключает величие композитора, но заставляет задуматься о том, что мы все еще живем в эпоху неоромантизма.

О связи национал-социализма можно почитать в книге профессора Е.В.Жаринова «Роковой романтизм».

В статье были использованы материалы:

1) книга М.Л.Мугинштейна «Хроника мировой оперы»,

2) книга Е.В.Жаринова « Роковой романтизм»,

3) книга Анри Лиштанберже «Рихтар Вагнер как поэт и мыслитель»,

4) программа, созданная к спектаклю.