Художник-постановщик Георгий Цыпин.
Концепция обновления Валерий Гергиев.
Режиссер обновления Кристина Ларина.
Дирижер - Валерий Гергиев.
Это моя первая встреча с оперой «Кольцо нибелунгов» Рихарда Вагнера, хотя до этого я посмотрела трансляцию оперы «Летучий голландец» из Концертного зала имени П.И.Чайковского. Я много раз слышала отрывки из разных опер композитора, в том числе и в фильмах: «Меланхолия» и «Антихрист» Триера, «Апокалипсис сегодня» Копполы и других. Это, безусловно, музыка современности, и она грандиозна!!!
В двух словах о вкладе Рихарда Вагнера в оперное искусство. Композитор создал психологическую и философскую музыкальную драму (а не оперу в классическом виде), основанную на германо-скандинавских мифах. Интерес к мифологии стал трендом в 20 веке. Кроме романа Джойса «Улисс», «Волшебной горы» Томаса Манна, можно назвать такие саги, как «Властелин колец» Дж.Р.Р. Толкиена или «Звездные войны» Дж. Лукаса. Многие романы-фэнтези основаны на мифах.
Почему же интерес к мифологии пронизывает культуру 20 века? Это связано с тем, что мир настолько усложнился, что искусство стало искать новые пути исследования человека и мира. Прежний, реалистический подход, исчерпал себя. Возникла тенденция изображать мир через вечное и архетипическое. Под вечным понимали общечеловеческие модели поведения, то, что связывает и объясняет все явления мира. Отсюда в тетралогии повторы и пересказы одних и тех же событий, многократное воплощение «стихий: Огня, Воды, Сна, Полета» и т.д.
Но миф в операх Вагнера переосмыслен. Это романтизированный миф. Вагнер и другие художники использовали романтические принципы изображения, потому что они более всего подходили для создания мира, где нет иерархии. Не случайно Вагнер очень любил Шекспира. В романтическом мире все строится на конфликте одних сил с другими. Добро и Зло здесь весьма условны. Эти силы управляют миром, но они не подчинены друг другу.
Понятно, что это мир противоположен христианскому, где высшим подвигом является подчинение судьбе или высшей божественной воле. Наоборот, главной темой романтиков является Судьба. В операх Вагнера мотив предопределенности конца мира главный. Романтический герой объят жаждой подвига во имя высшей духовности (это не христианская духовность), но душа его раздвоена. Есть, правда, и другой тип романтического героя, который, как хан Ратмир из «Руслана и Людмилы», находит свое счастье в отшельничестве, т.е. в бегстве от мира. Современный эскапизм тоже связан с неприятием мира.
Романтическая картина мира станет очень притягательной из-за интереса романтиков ко всему, что нарушает норму. Они заглянут в темные уголки души. Они заинтересуются бессознательным целых народов, отраженном в мифах и фольклоре. Так что связь мифа и романтизма налицо. И там, и там интерес к надмирным силам, к вечности и к иррациональному. И там, и там, главное - тема Судьбы.
Рихард Вагнер, взяв за основу миф, меняет и построение оперы. Никакой развлекательности. Речь идет о высоких идеях. Оперы Вагнера - это музыкальное полотно, которое скрепляется лейтмотивами. Их число в тетралогии доходит до сотни. Это лейтмотив Рейна, золота, кольца, Валгаллы, копья Вотана и меча Нотунга, проклятия любви, Судьбы и т.д.
Вагнер наделил лейтмотивами всех участников эпической трагедии: и природных существ, и предметы, и богов, и философские понятия. Партитура «Золота Рейна» была написана в 1854 году. Она открывает тетралогию «Кольцо нибелунгов» о судьбе человека и мира, «о катастрофе романтического мира». Композитор называет «свой opus magnum » триптихом с прологом, где первая часть – пролог («предвечерие»). Опера рассказывает о тех силах, которые и приведут к гибели мира снизу и сверху. Она очень динамичная, в отличие от второй оперы «Валькирии». Действие на сцене поддерживается масштабными видеоинсталляциями, от которых захватывает дух (художник по свету - Глеб Фильштинский). Мы то взлетаем в космические выси, где возвышается Валкалла, то ныряем в бездны Нибельхейма - царство гномов.
Видеоинсталляциями переданы все четыре элемента: вода, огонь, земля и воздух. «Первые 136 тактов - настоящая космогония». Сразу два мифа переданы музыкальными средствами: творение мира из воды и миф о рождении музыки. «Вагнер делает ми-бемоль мажор тональностью природы».
Тема золота Рейна - это тема радости и света. В Старшей Эдде оно названо «огнем вод». Золото имеет двойное значение: оно может нести и свет, и зло. В мире, где живут боги и другие природные существа: великаны, гномы, русалки, - нет согласия, и поэтому свет на сцене все время меняется. Свет обозначает и место пребывания героев драмы, и накал конфликта.
Валхалла - это место, куда допущены герои, павшие в битвах. Проекции огромных истуканов, висящих в небе в горизонтальном положении, напоминают об этом и задают тему гибели. Важно, что иерархия вроде бы есть, но ее на самом деле нет. Верховный бог Вотан расшатывает фундамент мира на своем уровне.
Гном Альберих на своем. Он отбирает золото у дочерей Рейна, и гномы выковывают ему кольцо власти. Карлик хочет подчинить себе весь мир. Человечество выбрало золото вместо любви и идет к своей гибели, считал Вагнер. Кольцо в тетралогии означает не только само кольцо, но и единую мистическую связь всех явлений в мире, подобно кольцам на дереве бытия. В мифе Вагнера оно обозначает еще и проклятие, которое затронет всех.
Золото имеет тоже двойное значение: оно может нести и свет, и зло. Поэтому в Нибельхайме, где гномы куют золото для Альбериха, вся сцена охвачена огнем. В какой-то момент мелодия совсем исчезает из лейтмотива нибелунгов, и звучит только яростный звон молотков по наковальням. Вотан еще раньше пообещал великанам за возведение Валкаллы свою дочь Фрейю и обещание скрепил клятвой и копьем. Его подбил на это посредник между двумя мирами хитрый и лживый бог огня Логе. Исполнить этот договор Вотан не в силах, поэтому он отбирает с помощью Логе золото и кольцо у Альбериха, чтобы расплатиться с великанами и освободить Фрейю.
В этом преступлении кроется одна из причин гибели богов. Но в прологе Вотан находит в себе силы отдать кольцо, потому что богиня земли и прорицательница Эрда советует ему сделать это: иначе случится много бед. В то же время Альберих уже проклял кольцо, и трагедия случается сразу после передачи кольца новому владельцу. Великан Фафнер убивает брата, превращается в змея, завладевает золотом и кольцом нибелунгов и уползает в лес. Равновесие в мире наступает, но оно временное. Как красиво это показано через теплый голубой цвет, который заливает все небо!
Однако Альберих не успокаивается. Он собирается бороться за кольцо власти. Его отказ от любви и радости, воплощенных в голубых водах Рейна, а значит, от гармонии мира, определит гибель мира. В последней части «Гибели богов» прозвучит тема искупления любовью. Мы видим, что боги в германских сказаниях вовсе не всесильны. Они не смогли подчинить себе хтонические существа: великанов и гномов. Запутавшийся в клятвах жене и великанам, Вотан мучается из-за своей несвободы. Он понимает смысл содеянного им. И в самом конце первой части тетралогии верховный бог приходит к мысли об освобождении от проклятия кольца через рождение героя Зигмунда/ Зигфрида.
Об этом я напишу в следующей части, посвященной опере «Валькирия», в которой будет предпринята попытка прорвать кольцо, разбить проклятие. Важно отметить, что музыка Вагнера окажет неизгладимое впечатление на Гитлера, а он, несомненно, считавший себя великим, как все романтики, раздует костер Второй мировой войны в своем увлечении оживить миф и завладеть кольцом власти.
«Томас Манн более отчетливо, чем кто-либо другой, увидел, что движение немецкого романтизма (включая романтизм Вагнера) было «в большой степени ответственно за катастрофу Германии, ставшую и европейской катастрофой». Это не исключает величие композитора, но заставляет задуматься о том, что мы все еще живем в эпоху неоромантизма.
О связи национал-социализма можно почитать в книге профессора Е.В.Жаринова «Роковой романтизм».
В статье были использованы материалы:
1) книга М.Л.Мугинштейна «Хроника мировой оперы»,
2) книга Е.В.Жаринова « Роковой романтизм»,
3) книга Анри Лиштанберже «Рихтар Вагнер как поэт и мыслитель»,
4) программа, созданная к спектаклю.