28 сентября - День атомной промышленности, а 29 сентября - День машиностроителя. Я, как журналист, проработавший на заводе атомного машиностроения 10 лет, считаю эти праздники своими. Но есть у нас в Волгодонске звёздные представители этих отраслей. Сергей Таразанов - один из них.
- Организаторские способности во мне с детства, без них было не прожить. Рос в большой сельской семье на Средней Волге: семь братьев и четыре сестры. Даже дети тогда думали, как добывать пропитание, помочь старшим. Из таких выходят трудяги и ответственные люди, – начал разговор Сергей Михайлович.
Мы сидим с ним в его рабочем кабинете, пьем кофе с медом. Передо мной – все тот же Таразанов, как и в 1980-е, когда писала о нем в газету «Атоммашевец». Голубые глаза, обаятельная улыбка, простая и душевная речь. Только волнистую по молодости копну волос посеребрила седина, да за плечами такая жизнь, событий которой может хватить на целый роман, не то что на газетную статью.
Уже 48 лет из своих 69-ми Сергей Михайлович живет на донской земле. После армейской службы в ракетных войсках он приехал в наш город на строительство гиганта атомного энергетического машиностроения ПО «ВЗТМ».
Завод начинал выпускать комплексное оборудование для атомных станций. Иностранное слово «романтика» здесь по-русски звучало «работа», если не «пахота». Комсомольская путевка оказалась для парня точкой старта в светлое будущее, а Атоммаш стал судьбой.
Атоммаш – моя судьба
- Приехал сюда уже электросварщиком 5-го разряда. Попал в цех корпусов парогенераторов №134, назначил бригадиром. Мне 22, но и мужиков, которые мне в отцы годились, приходилось учить, как надо варить швы…
Замечательное было время! Люди рядом работали достойные, интересные, грамотные, надежные. Если инженер, то специалист с большой буквы, - вспоминает Сергей Михайлович, добавляя, что сам высшее образование получил заочно по родной специальности «Оборудование и технология сварочного производства».
Таразанову есть что вспомнить и чем гордиться: слава его сварочной комсомольско-молодежной бригады гремела на весь завод. Давали не только план, но и качество:
- Нам достались очень сложные стыки. Все, что мы делали, шло под контроль, под рентген. Лично я без единой микропоры приварил к девяти парогенераторам косые патрубки диаметром 1200 на 800 миллиметров и толщиной стенки до 150 миллиметров.
Как из деревенского паренька стать городским жителем, из волжанина – дончанином, из рабочего – руководителем крупной строительной компании. Зачем в 65 лет создавать футбольную команду и как никогда не стареть душой. На эти и другие вопросы мне отвечал заслуженный атоммашевец, лауреат премии Ленинского комсомола, награжденный знаком отличия «За вклад в развитие города Волгодонска» генеральный директор ООО фирма «МОНРЕМ» Сергей Михайлович Таразанов.
По словам Сергея Михайловича, ручная сварка – не только технологический процесс, но еще и творчество, почти магия. Она привораживает огнями искр, запахом плавящегося металла, видом рождающегося шва. А у Сергея Таразанова он был свой – фирменный и каллиграфический, как почерк.
- Сварка до сих пор мне очень нравится. Сейчас в нашей фирме примерно 80 электросварщиков, и я сразу вижу, у кого какая рука. И с легкостью перечислю виды швов: стыковой, угловой, тавровый – самые ходовые в ручной сварке. Правда, сейчас МОНРЕМ участвует в большом проекте, и там мы варим только на полуавтоматах, - добавляет директор.
Атоммашу он отдал 15 лет. Коммунист Таразанов не только горел на работе, но и активно занимался общественной деятельностью. Дважды избирался депутатом городского Совета, состоял в комиссии по делам молодежи, отвечал за подготовку призывников. Рацпредложения, субботники, наставничество, высокие достижения в труде, за что бригадир награжден медалью «За трудовое отличие». В итоге стал лауреатом премии Ленинского комсомола, большую часть которой перечислил в Фонд мира.
Под флагом «МОНРЕМ»
История еще одного трудового подвига Сергея Таразанова разворачивалась уже под флагом ООО фирма «МОНРЕМ». Что означает название? Да очень просто: это производные двух основных направлений деятельности фирмы – монтаж и ремонт.
А начиналось все так. В лихие и голодные 1990-е годы, чтобы прокормить свои семьи, несколько атоммашевцев сколотили бригаду и уехали на заработки в Астрахань. Там волгодонцы на предприятии Газпрома ремонтировали теплообменное оборудование, которое, как оказалось, когда-то выпустил их родной Атоммаш, и нужно было продлить срок его эксплуатации.
Через пару лет трое вахтовиков решили создать собственный бизнес. Так 33 года назад появился МОНРЕМ. А уроженец лесной деревушки Знаменки в Нижегородской области и бригадир сварщиков Сергей Таразанов стал руководителем. Теперь его детище – уникальное в своем роде предприятие, география деятельности которого и добрая слава дошли от границ Ростовской области до Сибири.
Тогда ему было 35. Опыта не хватало, а энергии – хоть отбавляй. Да, начали с 20 не побоявшихся рискнуть энтузиастов. Сейчас в коллективе 570 работников. А во времена возрождения Крыма доходило и до тысячи, а это, можно сказать, небольшой полк. По словам директора, таким количеством людей управлять сложнее. Самое оптимальное число – до 600 человек.
- Мы – монтажники. Работаем в Газпроме, Лукойле, Роснефти, в Еврохиме, – загибает пальцы Сергей Михайлович. – Приглашают активно. В радиусе до 2000 километров вокруг Волгодонска уже везде отметились. Заказов не то что полно, а уже перебираем. Правда, дальше Урала не едем, поскольку далеко, затратно, следовательно – нерентабельно. Зовут нас на ремонт и на монтаж, а также строительство новых объектов именно крупные российские компании. Потому как за 30 с лишним лет мы не сорвали ни одного графика.
Словом, монтаж и ремонт по-монремовски – это круто, синоним высокого качества, производительности и ответственности.
МОНтаж и РЕМонт – это круто
В Ростовской области «монремовцы», к сожалению, ничего не построили. Нет тут спроса на специфику фирмы, нет нефте- и газоперерабатывающих предприятий. А вот астраханскому заводу, благодаря технологиям, рационализаторским предложениям и качеству МОНРЕМ сэкономил, пожалуй, миллиарды рублей, считает руководитель:
- Котлы-утилизаторы, экономайзеры ремонтируем на месте. Они весят 250-280 тонн. Чтобы их демонтировать с установки и поставить новые, нужны огромные затраты. Мы разработали ноу-хау, которое позволяет в кратчайший срок выполнять замену теплообменных труб на месте.
Кстати, в Крыму волгодонцы участвовали в большом проекте – в 2016-2018 годах строили там Симферопольскую ТЭС. МОНРЕМ был одним из подрядчиков на выполнении ряда монтажных работ. О серьезности заказа говорит то, что принимать объект приезжал лично президент страны Владимир Путин.
В ходе многолетнего выполнения контрактов коллектив волгодонских машиностроителей смонтировал 12 тысяч тонн металлоконструкций, оборудования и трубопроводов. Только на демонтаже и монтаже одного аппарата использовали по 45 километров трубы. А их было не по одному в год. Так что за 30 с лишним лет собрали среднестатистическую трубу длиной, как от офиса фирмы на ул. Черникова, №1Б в Волгодонске до Камчатки. Причем раз пять туда и обратно.
Несколько слов о техобеспечении. У МОНРЕМа есть собственная база, или, скорее, завод по изготовлению металлоконструкций в промзоне Волгодонска по ул. Заводской, №100.
- У нас все собственное, в аренде нет даже и гвоздя. Это около 500 единиц техники и оборудования: от сварочных установок до автомобильных кранов, работающих на специальном шасси, и способных перемещать тяжеловесные грузы до 220-ти тонн. Плюс своя лаборатория неразрушающего контроля, своя термообработка – все, чтобы собирать сложные изделия из всех видов сталей. Таких баз на Юге России больше ни у кого нет, - уверен Таразанов.
Впрочем, и таких многогранных, этот волгодонский коллективов: здесь есть сварщики, монтажники, водители, крановщики, другие специалисты и инженерно-технические работники. Поэтому в МОНРЕМе отмечают профессиональные дни строителя, машиностроителя, автомобилиста, крановщика, химика, нефтяника, монтажника. «Только День шахтера не празднуем», - шутит Сергей Михайлович.
- На своем веку мы возвели с нуля и отремонтировали сотни объектов. Только с Таманьнефтегазом в Краснодарском крае построили огромный порт, и договор на этот подряд с нами пролонгируют вот уже 15 лет. Заказчикам нравятся такие исполнительные подрядчики, как мы: графиков не нарушаем, качество обеспечиваем. За результат у них голова не болит. Весь коллектив учится, проходит различные виды аттестации, получает допуска. И мы себе цену знаем, - добавляет гендиректор.
Но контролеров, по его мнению, развелось столько (строй-, газ- пож- и другие надзоры), что уже просто перебор. Процентов на 40 – подсчитывает руководитель. При этом количество монтажных организаций в Ростовской области уменьшается в тех же пропорциях. Например, сейчас остались только МОНРЕМ в Волгодонске да Южтехмонтаж в Ростове.
Таких на Юге больше нет
- Главная причина в отсутствии спроса, но и с подготовкой кадров тяжело. Обучили рабочего, он чуть поднаторел и двинул за длинным рублем «на севера». Везде же кажется лучше, где нас нету, - досадует Сергей Михайлович. – А у нас очень приличную среднюю зарплату можно получать – 70-80 тысяч, не выезжая их города. А на объекте она еще выше. Образно говоря, предприятие (если учитывать коллектив вместе с семьями) дает работу и обеспечивает достойную жизнь практически целому кварталу Волгодонска.
За солидные достижения МОНРЕМа Таразанов благодарен и своей жене, хотя судьба почти 600 семей – на его, директорских, плечах. Говорит, что супруга в сто раз больше него занята. Надежда Викторовна занимается хозяйством, на ней дом, огород, забота о внуках: их уже четверо. Согласитесь, за каждым успешным мужчиной стоит женщина, которая его поддерживает, обеспечивает тыл и вдохновляет.
МОНРЕМ особенный еще и тем, что это семейная фирма и площадка для развития трудовых династий. Здесь много лет работают дети Сергея Михайловича, племянники, другие родственники, соратники по Атоммашу. Да и вообще коллектив - как одна семья.
По словам генерального директора, его основные помощники – исполнительный директор Константин Сергеевич Таразанов (младший сын), заместитель директора Роман Сергеевич Таразанов (старший сын), главный конструктор Александр Владимирович Зинченко.
- Все молодые ребята, 35-38 лет. Говорю им: «У вас вся жизнь впереди. Работайте!». А сам думаю потихонечку отходить от дел, а детям передать бразды правления, - планирует Таразанов-отец.
Добрым словом отметил гендиректор и опытные кадры, с которыми уже не один десяток лет в одном строю. Это первый заместитель, руководитель направления строительно-монтажных работ Александр Иванович Гацев; «очень сильный» начальник ПТО Андрей Валерьевич Лабецкий; руководитель ремонтного подразделения Сергей Васильевич Гуро, который на конкурсе Роснефти «Я работаю безопасно» занял первое место по технике безопасности работ.
Фирма не только честно ведет бизнес, здесь стараются помогать по силам всем, кто обращается с просьбами. А таких немало. Стены директорского кабинета сплошь увешаны грамотами, дипломами и письмами от подшефных, руководителей предприятий, городской власти. Много благодарностей и добрых слов от спортшкол, поликлиник, фондов, творческих коллективов, причем не только местных. Благотворительность – часть социальной ответственности МОНРЕМа.
Требуются холерики!
Четыре года назад к Таразанову пришли парни, которые хотели играть в футбол. Он их послушал и решил: «Почему бы и нет!» Так появился спортивный «Монрем», который в 2021-м, никому не проиграв, стал чемпионом города по мини-футболу.
- Купил форму, оплатил тренировочное время на стадионе. Бываю на матчах частенько, болею, ору. «Атоммаш» обыграли уже восемь раз, как-то разгромили со счетом 6:1. Думаю, в этом году тоже чемпионами будем. Легионеров у нас нет, никого в аренду не берем. Полузащитник, капитан и тренер – Николай Горшков. Мне очень нравится, - рассказывает спонсор с таким азартом, что, кажется, сам готов прям сейчас бежать на поле. Хотя у него совсем другое хобби.
- Я рыбак, у МОНРЕМа в Астрахани база отдыха на берегу Ахтубы. Мы там и работаем, и отдыхаем. Еду в командировку и обязательно на денек ухожу на рыбалку. Самый крутой личный улов на удочку – сазан весом 8 килограммов 400 граммов. Дома у меня пруд, развожу японских кои (разновидность карпов, которые не имеют чешуи). Внуки приходят, кормят, гладят, рыбы скользкие, одно удовольствие, - не скрывает радости Сергей Михайлович.
Незаметно разговор подошел к выводам. Сергей Михайлович, конечно, никогда не думал быть руководителем. Жизнь заставила, а характер помог.
- Нужно относиться к своим обязанностям с интересом, с огоньком. Не люблю меланхоликов. Это люди, которые плывут по течению. С ними работать тяжело и я стараюсь от них избавляться. Мне нужны холерики, сангвиники (типы темперамента личности – прим.авт). Сам холерик, по знаку зодиака Водолей, мечтатель. Мне все интересно. Я в 50 лет вышел на пенсию, а еще тружусь. Для счастливой жизни человеку требуется здоровье. А чтобы не стареть, не терять интереса к жизни, нужно любить. Я люблю. Профессию, коллектив, жену, детей, внуков, рыбалку, саму жизнь. Любовь – прогресс всего. Когда ты увлечен, обязательно добиваешься того, чего хочешь, - вот такая у Таразанова формула успеха.
* Статья написана для газеты «Вечерний Волгодонск». Фото предоставлено фирмой «Монрем».
#волгодонск #деньмашиностроителя #деньатомнойпромышленности #праздники #машиностроение #атоммаш #монрем #сварщики #сергейтаразанов #судьбачеловека #нефтехимия #производство #бизнес #любовь