Во второй половине XIX века железнодорожная сеть расширялась. Большинство магистралей при этом были частными. Они конкурировали и порой не могли договориться: каждая компания играла по собственным правилам.
Решаем вместе
Это сильно осложняло перевозки: поезда застревали между разными дорогами, владельцы грузов несли убытки. Надо было найти совместное решение, и искать его придумали на совещаниях.
Сначала это были частные мероприятия, а затем — и общие съезды. Впервые общий съезд состоялся в Санкт-Петербурге в 1869 году. Он принёс результаты, и железнодорожники собираться стали каждый год. В итоге они даже получили для этого собственное здание на Невском.
Впрочем, до обсуждения самых горячих вопросов вроде тарифов на перевозки дошли лишь в 1872-м — тогда в IV Общем железнодорожном съезде участвовал Сергей Витте.
Обсудить всё
Помимо тарифов, на съездах обсуждали организацию перевозок, правила технической эксплуатации и другие вопросы.
Постепенно наряду с общими съездами стали проводить и специализированные, для конкретных железнодорожных служб, например, съезды путейцев или медиков.
Без политики никуда
События начала века не могли не сказаться на железнодорожниках и темах, которые они обсуждали. Уже в апреле 1905-го на съезде в Москве, кроме организационных вопросов, стали звучать и политические требования.
Там создали Всероссийский союз железнодорожников, который должен был защищать интересы всех служащих и рабочих. По мнению участников съезда, такая защита была возможна лишь при наличии демократического государственного строя. Соответственно, строй предлагали изменить.
Призывы к стачкам
От слов перешли и к делам: Союз объявил свободу слова и собраний внутри железнодорожного сообщества и взялся за организацию стачек.
Такие заявления и действия привели к тому, что свой второй съезд профессиональный союз железнодорожников проходил уже нелегально. Обсуждали всеобщую забастовку.
В Санкт-Петербурге тем временем собрались представители — делегаты — государственных железных дорог. На этом Первом делегатском съезде железнодорожников обстановка тоже не была спокойной: участники предъявляли политические требования.
Правительство на всё это отреагировало жёстко: запретило забастовки, а заодно и деятельность Всероссийского железнодорожного союза. Когда через три дня на московской конференции железнодорожники призвали к всеобщей забастовке, и она начала распространятся по стране, МПС просто уволило всех, кто был задействован в этих мероприятиях. В итоге за пару месяцев работы лишились около 15 тысяч человек.
Легализация профсоюзов
После революции ситуация изменилась. Профсоюзные объединения перестали быть нелегальными, росли и проводили собрания. А вот общие съезды стали проходить всё реже и реже, чтобы в 1929-м прекратиться на много лет. Вплоть до 90-х годов собирались для обсуждения вопросов лишь профсоюзы.
И вновь общие съезды
Всеобщие съезды возродились только в новейшее время. В 1996 году в Москве прошёл Всероссийский съезд железнодорожников, который стал началом серьёзной реформы отрасли.
В 2007 году, к 170-летию железных дорог нашей страны, состоялся Первый железнодорожный съезд России. Основным проектом, который тогда обсуждали, стала стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года.
II и III съезды прошли в 2011-м и 2017-м, а в конце прошлого года состоялся IV железнодорожный съезд. Его основной темой стало развитие магистралей в контексте обеспечения социально-экономических интересов страны.