Найти тему

Как железнодорожники друг с другом договаривались

Оглавление

Во второй половине XIX века железнодорожная сеть расширялась. Большинство магистралей при этом были частными. Они конкурировали и порой не могли договориться: каждая компания играла по собственным правилам.

Решаем вместе

Это сильно осложняло перевозки: поезда застревали между разными дорогами, владельцы грузов несли убытки. Надо было найти совместное решение, и искать его придумали на совещаниях.

Сначала это были частные мероприятия, а затем — и общие съезды. Впервые общий съезд состоялся в Санкт-Петербурге в 1869 году. Он принёс результаты, и железнодорожники собираться стали каждый год. В итоге они даже получили для этого собственное здание на Невском.

Впрочем, до обсуждения самых горячих вопросов вроде тарифов на перевозки дошли лишь в 1872-м — тогда в IV Общем железнодорожном съезде участвовал Сергей Витте.

Невский проспект, д. 30. Дом Энгельгардта: GAlexandrova. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=72652882
Невский проспект, д. 30. Дом Энгельгардта: GAlexandrova. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=72652882

Обсудить всё

Помимо тарифов, на съездах обсуждали организацию перевозок, правила технической эксплуатации и другие вопросы.

Постепенно наряду с общими съездами стали проводить и специализированные, для конкретных железнодорожных служб, например, съезды путейцев или медиков.

Без политики никуда

События начала века не могли не сказаться на железнодорожниках и темах, которые они обсуждали. Уже в апреле 1905-го на съезде в Москве, кроме организационных вопросов, стали звучать и политические требования.

Там создали Всероссийский союз же­лезнодорожников, который должен был защищать интересы всех служащих и рабочих. По мнению участников съезда, такая защита была возможна лишь при наличии демократичес­кого государственного строя. Соответственно, строй предлагали изменить.

-3

Призывы к стачкам

От слов перешли и к делам: Союз объявил свободу слова и собраний внутри желез­нодорожного сообщества и взялся за органи­зацию стачек.

Такие заявления и действия привели к тому, что свой второй съезд профессиональный союз железнодорожников проходил уже нелегально. Обсуждали всеобщую забастовку.

В Санкт-Петербурге тем временем собрались представители — делегаты — государственных железных дорог. На этом Первом делегатском съезде железнодорожников обстановка тоже не была спокойной: участники предъявляли политические требования.

Правительство на всё это отреагировало жёстко: запретило забастовки, а заодно и деятельность Всероссийского железнодорожного союза. Когда через три дня на московской конференции железнодорожники призвали к всеобщей забастовке, и она начала распространятся по стране, МПС просто уволило всех, кто был задействован в этих мероприятиях. В итоге за пару месяцев работы лишились около 15 тысяч человек.

Учредительный съезд профессиональных союзов России, 1990 г.
Учредительный съезд профессиональных союзов России, 1990 г.

Легализация профсоюзов

После революции ситуация изменилась. Профсоюзные объединения перестали быть нелегальными, росли и проводили собрания. А вот общие съезды стали проходить всё реже и реже, чтобы в 1929-м прекратиться на много лет. Вплоть до 90-х годов собирались для обсуждения вопросов лишь профсоюзы.

И вновь общие съезды

Всеобщие съезды возродились только в новейшее время. В 1996 году в Москве прошёл Всероссийский съезд железнодорожников, который стал началом серьёзной реформы отрасли.

В 2007 году, к 170-летию железных дорог нашей страны, состоялся Первый железнодорожный съезд России. Основным проектом, который тогда обсуждали, стала стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года.

-5

II и III съезды прошли в 2011-м и 2017-м, а в конце прошлого года состоялся IV железнодорожный съезд. Его основной темой стало развитие магистралей в контексте обеспечения социально-экономических интересов страны.