Рассказываем о строителе первой железной дороги в Российской империи и самых известных руководителях путей сообщения
Отец российской железной дороги
Инженер Франц Антон фон Герстнер строил первые железные дороги в Австрии, Чехии и России. Ещё в 1820-х годах выпускник Пражского университета увлёкся железнодорожным делом и отправился в Англию для изучения строящихся там путей.
В Россию инженера пригласил начальник штаба Корпуса горных инженеров Константин Чевкин, причём по другому вопросу: для осмотра горных заводов на Урале. Уже на месте фон Герстнер решил, что России необходима железная дорога, составил план строительства и в 1835 году подал Николаю I записку с изложением своих идей.
Именно так началось железнодорожное дело в Российской империи. Всего через несколько месяцев фон Герстнер получил разрешение на создание Царскосельской железной дороги, открылась она 30 октября 1837 года.
Последний перед министрами
Генерал от инфантерии Константин Чевкин в 1855 году стал последним главноуправляющим путями сообщения, при следующем руководителе было учреждено министерство.
Константин Владимирович сумел найти средства на строительство магистралей в сложных условиях, после поражения России в Крымской войне. При нём длина путей преодолела отметку в 1000 километров, и была открыта "дверь в Европу" — Петербурго-Варшавская железная дорога.
Именно Чевкин впервые высказал идею о создании медицинских поездов — на эту мысль его навели события Крымской войны.
Первый министр
Первый министр путей сообщения Павел Мельников окончил Институт корпуса инженеров путей сообщения. Задолго до своего назначения он написал труд "О железных дорогах".
При Мельникове в стране заметно изменилось отношение к железнодорожному транспорту: он стал делом государственной важности. Подпись Павла Петровича стоит на первом генеральном плане развития железнодорожной сети Российской империи.
Мельников совершенствовал железнодорожную отрасль по всем направлениям. Он уделял много внимания металлургическим предприятиям, чтобы "освободиться от иностранной зависимости", а также строительству учебных заведений, больниц и жилья для железнодорожников.
Дороги — государству
Генерал-лейтенант, потомок Екатерины II Алексей Бобринский был министром путей сообщения в 1871–1874 годах.
Всего три года он был во главе ведомства, но сделал для российских железных дорог немало. При нём железнодорожная сеть в европейской части России превысила 21 тысячу вёрст.
Как и Павел Мельников, Бобринский считал, что железные дороги должны оставаться в ведении государства, и выступал против частных дорог. Он же разработал и первый план выкупа железных дорог казной.
Не просто транспорт
Константин Посьет возглавлял Министерство путей сообщения с 1874 по 1888 год. При нём появилось около 10 тысяч вёрст железных дорог, выросло количество железнодорожных училищ, а также был утверждён первый общий устав Российских железных дорог.
Посьет считал железные дороги не просто новым видом транспорта, но и инструментом для серьёзных социально-экономических изменений в обществе.
Среди многочисленных достижений Константина Посьета — первая в российской истории переброска армии и боеприпасов на фронт по железной дороге, которая прошла в 1877 году, в начале Русско-турецкой войны.
Недолго, но заметно
Сергей Витте занимал пост министра путей сообщения с февраля по август 1892 года. Но даже за столь короткий период он успел многое. Например, провести реформу железнодорожных тарифов.
Именно Витте стоял у истоков Транссибирской магистрали. Он сумел обосновать необходимость строительства Китайско-Восточной железной дороги, считая, что это посодействует мирному завоеванию Маньчжурии.
Десятилетие интенсивной работы
Михаил Хилков возглавлял Министерство путей сообщения в течение 10 лет, с 1895 по 1905 год. При нём завершилась важнейшая реформа — выкуп частных железных дорог казной.
Железнодорожное строительство при Хилкове велось очень интенсивно: ежегодно возводилось около 2500 километров путей, причём как в европейской части России, так и на Дальнем Востоке.
Масштабные работы шли на Транссибирской магистрали, куда Хилков сам не раз приезжал на строительство. Он проехал от Урала до Байкала.
При Хилкове также значительно выросли объёмы грузовых перевозок. Десятилетие его управления МПС подготовило почву для стабильной работы российских железных дорог в годы революции и Гражданской войны.