Рассказываем, как лечили на железных дорогах с их основания и до наших дней
Железнодорожная медицина в России немногим младше первых магистралей. Уже во время строительства линии Москва – Санкт-Петербург, в 1844 году, открылись десять временных лазаретов для строителей.
Первые больницы
Как только началось движение поездов, возникла мысль о создании сети железнодорожных госпиталей. К 1854 году на дороге работали фельдшерские пункты, где лечили и сотрудников, и пассажиров, а в Бологом открылась первая железнодорожная больница.
Новая отрасль обрастала документами и регламентами, где подробно писали, кто может работать в пунктах, что должно содержаться в аптечках на станциях и т.д.
Забота о гигиене
Магистрали развивались, на них появлялись новые больницы и фельдшерские пункты. В 1870-х учёные озаботились санитарной ситуацией и гигиеной на железной дороге. Нужно было найти ответственного по этим вопросам, и к 80-м годам XIX века появился Центральный медсовет при МПС.
Теперь больницы на железной дороге стали обязательными, хотя чаще всего больных принимали в небольших приёмных покоях, расположенных примерно через каждые 100 километров. Каждой дорогой заведовал отдельный главврач. Магистрали поделили на участки по 120 километров и к каждому из них приписали участкового врача. Участки же дробились на околотки, за которые отвечали фельдшеры.
Передвижные медпункты
В это же время появились и военно-санитарные поезда. Это было связано с Русско-турецкой войной 1877–1878 годов: именно тогда впервые в России раненых эвакуировали по железной дороге. Затем такая практика пригодилась во время Великой Отечественной войны, когда в военно-санитарных поездах перевезли и вылечили около пяти миллионов человек.
В начале XX века вся медицина на железной дороге подчинялась одному регламенту. Экстренную помощь пассажирам оказывали бесплатно: на всех станциях и во всех вагонах было всё для первой помощи. Больных перевозили в санитарных вагонах разных видов:
- для перевозки заразных больных;
- операционные;
- дезинфекционные;
- лаборатории;
- бани;
- зубоврачебные кабинеты и другие.
Осмотры сотрудников
Во второй половине прошлого столетия за гигиеной на железной дороге и здоровьем сотрудников стали следить ещё тщательнее. Главной ответственной организацией был Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены. Там решали гигиенические вопросы и пытались сократить травматизм среди сотрудников магистралей.
Кстати, привычные сейчас медицинские осмотры локомотивных бригад перед рейсами начались не так уж давно — в 1965 году.
Наши дни
Сегодня за здоровьем на железных дорогах следит "РЖД-Медицина". В структуру входят частные медицинские учреждения, которые есть в 71 регионе страны. Любая поликлиника РЖД открыта не только для сотрудников, но и для обычных горожан.
А с 1993-го на небольшие станции выезжает передвижной консультативно-диагностический центр "Поезд здоровья". Этот проект помогает решать проблемы со здоровьем жителям отдалённых городков и посёлков. Поезда ездят по регионам и принимают пациентов в специально оборудованных вагонах.
Например, с 2007 года по Красноярскому краю курсирует состав "Святитель Лука". Он работает как государственная поликлиника и принимает пациентов бесплатно, по ОМС.