Найти тему
частные суждения

Дни, когда Земля останавливалась.

«Остановите Землю — я сойду».
(с) название мюзикла Лесли Брикасса и Энтони Ньюли

«Когда воскликну я: «Мгновенье,
Прекрасно ты, продлись, постой!» —
Тогда готовь мне цепь плененья,
Земля разверзнись подо мной!»
(с) Гёте, «Фауст»

Обложка издания 2022 г.
Обложка издания 2022 г.

Книга издательства «Новое литературное обозрение», посвящённая советской действительности эпохи так называемого «Развитого социализма», получила весьма характерное название: «Это было навсегда, пока не кончилось». Люди, заставшие правление Брежнева взрослыми, отмечают характернейшую черту той эпохи — мир представлялся им неизменным. То есть официальная пропаганда утверждала, что когда-нибудь социализм сменится коммунизмом… но народные анекдоты сравнивали коммунизм с горизонтом, который всегда где-то вдалеке. А здесь и сейчас — социализм и он продлится как минимум до конца твоей жизни. В этом была кардинальная разница с предыдущей хрущёвской эпохой, обещавшей наступление коммунизма всего через 20 лет.

Фукуяма и его книга, коллаж из сети.
Фукуяма и его книга, коллаж из сети.

Можно было бы счесть эту атмосферу «вечного сегодня», которая чувствуется в советских фильмах той эпохи, уникальной и присущей исключительно Советскому Союзу конца 1970-х. Вот только концепцию «конца истории» придумал вовсе не какой-нибудь советский мыслитель, а американец японского происхождения. Можно даже сказать, что Фрэнсис Фукуяма ничего не выдумывал, он только сформулировал то, что в то время чувствовали американцы. С их точки зрения главный геополитический враг исчез, мир в целом стал стабильным, стремиться не к чему и незачем, нужно лишь длить текущее если и не идеальное, то вполне приемлемое состояние сколько возможно.

Кадр из советского фильма «Приключения принца Флоризеля», 1979 г.
Кадр из советского фильма «Приключения принца Флоризеля», 1979 г.

Похожие настроения царили и в иной стране, причём тоже западной, в совсем другое время. Мы об этом знаем потому, что многие произведения из той страны и того времени считаются классикой, причём мировой, и хорошо известны в том числе и нашему читателю (а также зрителю). Речь идёт о викторианской Англии. Самое главное, за что её любили советские (и постсоветские) зрители, с восторгом принявшие экранизации текстов Конан-Дойля и Стивенсона — та самая атмосфера остановившегося времени. Британия правит морями, лордам и простым англичанам не о чем беспокоиться, и так будет вечно. Неважно, что чувствовали и о чём думали реальные англичане той эпохи, главное что именно такая атмосфера царила, например, в советском фильме «Трое в лодке, не считая собаки» по повести Джерома Капки Джерома.

Кадр из фильма «Трое в лодке, не считая собаки», 1979 г.
Кадр из фильма «Трое в лодке, не считая собаки», 1979 г.

Люди любят смотреть фильмы о суровых временах, об эпохах перемен, войн и революций. Но люди также любят и противоположное — произведения о тех временах, когда всё спокойно, стабильно, и люди могут себе позволить жить мелкими страстями и повседневными заботами, не думая о том, что завтра всё изменится непредсказуемым образом. Однако дело не только в стабильности и обустроености жизни. Было много вполне благополучных стран и эпох, о которых мало кто пишет и почти не снимаются фильмы. Викторианская и позднесоветская эпохи интересны не только тем, что время в них как бы замерло. Но и причиной, по которой оно замерло.

Мэри Поппинс в советском фильме 1984 года.
Мэри Поппинс в советском фильме 1984 года.

Причина вполне очевидна — очень скоро это благополучие исчезнет и зритель это знает. А вот жители того мира, который со стороны выглядит прекрасным, даже не подозревают. Сочетание понимания хрупкости и эфемерности этого рая (причём реальным жителям той страны и того времени их жизнь раем отнюдь не казалась) и непонимания этого местными обитателями неизменно производит на читателя/зрителя гипнотизирующее воздействие. По той же причине столь притягательны японский тексты эпохи Хэйан — мы знаем, что вскоре её сменит кровавая смута и потому глядим на всю тамошнюю красоту с умилением.

Придворная дама эпохи Хэйан, современный косплей.
Придворная дама эпохи Хэйан, современный косплей.

У перечисленных стран и эпох, в которых время словно бы замерло, есть ещё одна общая черта. Все они предельно ненатуральные. Эпоха Хэйан сочетает в себе высокую внешнюю культуру, порождённую заимствованиями из Китая, с какой-то совсем непостижимой современному человеку хозяйственной системой и совсем уж вычурной структурой управления. Викторианский менталитет столь странен, что кажется всем психологам, начиная с Зигмунда Фрейда, который сам жил в то время, причудливой смесью различных неврозов. Советский Союз эпохи так называемого «застоя» (термин придуман в правление Горбачёва) ничуть не менее странен и удивителен, просто мы привыкли к советским фильмам и не замечаем этого.

Кадр из фильма «Служебный роман», 1977 г.
Кадр из фильма «Служебный роман», 1977 г.

Такое впечатление, что ощущение стабильности возникает только в предельно неестественном социуме, постепенно сформировавшемся после долгого периода треша и катастроф. Это можно сказать даже о США 1990-х, а уж к СССР, Британии и Японии эпохи Хэйан данный постулат относится в полной мере. И длится «золотая эпоха» всегда очень недолго. Иногда даже всего одно поколение, 20-25 лет. Но культурных артефактов после неё остаётся столько, что потомкам та эпоха кажется бесконечной. Да и хроноаборигенам она тоже казалась именно таковой.

Стихи
4901 интересуется