Найти тему
ALFAVIT

BMW 745i V12 (E23) - прототип из 1980 года

Дополнение к подборкам статей о "BMW E23" и "моделях с двигателями от 12 цилиндров..."

В марте 1980 года в Мюнхене на территории завода BMW избранным представителям немецкой автомобильной прессы показали с виду обычный седан 7-й серии. Счастливчикам даже устроили небольшую поездку, в качестве пассажиров, по производственной площадке.

Причём за рулём автомобиля находился глава отдела разработки двигателей, доктор технических наук, Карлхайнц Ланге, который откровенно не стеснялся от души нажимать на педаль акселератора. Дополнительной остроты поездке придавало то, что прототип оснащался 5-ступенчатой механической коробкой передач.

BMW 745i (серийная модификация до рестайлинга)
BMW 745i (серийная модификация до рестайлинга)

Смысл и суть этой небольшой презентации находился под капотом "семёрки"- это был мотор V12... Конечно, до 1980 года инженеры BMW уже несколько лет работали над разным вариантами таких двигателей, но в данном случае ходовой прототип был максимально близок к производственной версии.

Тут стоит напомнить, что вкратце, история появления баварских моторов с дюжиной цилиндров, изложена в статье "Эволюция V12 от BMW (начало): М70".

Итак, новый агрегат с индексом М66 разрабатывался для седанов Е23 и купе Е24. Причём особенности размеров их моторных отсеков накладывали некоторые габаритные ограничения и на сам мотор.

Силовой агрегат М66 под капотом прототипа BMW 745i V12
Силовой агрегат М66 под капотом прототипа BMW 745i V12

Значительный размер по высоте, необходимый для системы впуска, компенсировался плоским поддоном картера - т.е. была внедрена система смазки с сухим картером, которая пришла из автоспорта. В этой системе один насос подает масло непрерывно из поддона в отдельный сборный бак, в то время как второй насос возвращает его в точки смазки двигателя.

Недостатком данной системы является большое количество масла (девять литров в данном случае). Преимуществом - хорошее охлаждение и стабильное давление масла даже в самых экстремальных условиях движения.

Двигатель М66 - 4,5 литра
Двигатель М66 - 4,5 литра

В остальном инженеры BMW оставались достаточно консервативными. Несмотря на желание максимально облегчить мотор: из соображений надёжности и прочности - блок сделали из серого чугуна, а не алюминиевым (лишь головка блока цилиндров была легкосплавная).

Такие решения в итоге отразилось на его весе - 275 кг, для сравнения наследник этого мотора, грядущий М70, который позже ставился на "семёрку" Е32 весил уже 235 кг.

График мощности и крутящего момента двигателя М66
График мощности и крутящего момента двигателя М66

Теперь немного цифр. Силовой агрегат прототипа 745i V12 - имел рабочий объём 4463 куб. см., развивая 272 л.с. при 5 700 об/мин и 365 Нм при 4 500 об/мин.

Пятиступенчатая "механика" позволяла седану набирать 227 км/ч "максималки" при разгоне до 100 км/ч за 7,4 секунд.

Для сравнения приведу показатели серийной BMW 745i (1980–1982 гг. выпуска до рестайлинга), которая оснащалась рядным 6-цилиндровым двигателем M102 с турбонаддувом.

Этот агрегат объёмом 3210 куб. см выдавал 252 л.с. при 5 200 об/мин и 380 Нм в диапазоне 2 600 - 4 000 об/мин и с 5-ступенчатой механической коробкой седан показывал 221 км/ч и 7,8 секунд разгона до "сотни".

Передняя панель BMW 745i (серийная модификация до рестайлинга)
Передняя панель BMW 745i (серийная модификация до рестайлинга)

Несмотря на выдающиеся, относительно конкурентов, показатели нового мотора, в серию V12 так и не пошёл. Серийная турбо - версия 745i имела сопоставимые величины производительности, была экономичнее, дешевле в производстве, и обходилась покупателю в несравнимо меньшие деньги, чем стоила бы двенадцатицилиндровая.

BMW 745i (E23)
BMW 745i (E23)

По итогу, "семёрка" E23 так и осталась, максимум с рядными "шестёрками", что впрочем, не умаляет её популярности и важности в истории баварской компании, как первой представительской модели с индексом "7" на крышке багажника...

Что ещё почитать:

"Nissan 270Х Concept (1970) - сборник смелых дизайнерских решений"

"Maserati Quattroporte (Tipo 107) – рождение модели и первые годы производства"

"Sbarro Windhawk – шестиколёсный эксклюзив"