В начале 80-х Блэки Лолесс был одной из самых скандальных фигур в рок-н-ролле. С тех пор он прошёл долгий путь. Он родился 4 сентября 1956 года в Стейтен-Айленде, штат Нью-Йорк, и по-прежнему является лидером W.A.S.P. Но и сам человек, и его группа сильно изменились, не в последнюю очередь благодаря тому, что Лолесс принял христианство. Это неожиданный поворот в истории человека, чья группа когда-то вселяла страх Божий в Америку.
В 2015 году, когда W.A.S.P. готовились выпустить свой новый альбом "Golgotha", Лолесс дал интервью для Classic Rock. Выдержки из беседы приведены ниже.
Вы участник W.A.S.P. Вы также возрождённый христианин. Нет ли в этом противоречия?
«Это правда, но если люди действительно послушают новый альбом, то, возможно, уйдут с другим взглядом на всё это».
Что означает название альбома?
«"Голгофа" на иврите означает "место черепа". Так называется холм, на котором был распят Христос. Этот холм до сих пор существует, и он похож на человеческий череп».
Какое послание вы пытаетесь донести до слушателей в этом альбоме?
«У меня нет какого-то одного послания. Я просто хочу заставить людей задуматься. Я пытался сделать это последние двадцать пять лет — заставить людей задуматься. Если вернуться к [альбому W.A.S.P. 1989 года] "The Headless Children", то начальная строчка гласит: "Отец, спаси нас от этого безумия, в котором мы находимся/Создатель, неужели мы слепы?" Уже тогда я говорил об этом, хотя и не всегда осознавал это».
Как бы вы описали эти перемены в вашей жизни — это обращение или возвращение к христианству?
«Интересный вопрос, который я задаю себе последние десять лет. Бывают моменты, когда мне кажется, что это новое обращение, но потом я вспоминаю свои подростковые годы и думаю: нет, это продолжение. С библейской точки зрения, если мы посмотрим на такие истории, как история о блудном сыне, то увидим раскол и, тем не менее, кого-то, кто смог вернуться. Если это так, то я определённо подхожу под это описание».
Что-то случилось?
«Не совсем. Ничего плохого не произошло. Это был медленный постепенный процесс. Это не произошло в одночасье».
Что произошло в подростковом возрасте?
«Когда я покинул церковь, мне было восемнадцать. Я ушёл, потому что мне разонравилась сама концепция религии. Позже я обнаружил, что религия — это плод человеческого воображения. А утвердившееся мышление, которое к ней прилагается, мне не нужно, поэтому я ушёл из церкви, приехал в Калифорнию и уехал так далеко от всего этого, насколько это возможно. Следующие двадцать лет я ходил, натыкаясь на стены, и думал, что я зол на Бога».
И что потом?
«В один прекрасный день я проснулся и понял, что злюсь не на Бога, а на человека за укоренившееся мышление, которому меня заставляли принять. И когда я начал возвращаться к своей вере, я понял, что на этой планете нет никого более антирелигиозного, чем сам Иисус Христос. Если посмотреть на то, что он говорил религиозным правителям своего времени, — он гневно обличал их».
Так ваша вера — это исключительно личный аспект?
«Безусловно. Моя вера сосредоточена на Иисусе Христе и Библии, и ни на чём другом. Я не хочу знать ничьих мнений. Если люди хотят поговорить об этом, то это нормально. Но не надо вмешивать в разговор то, что вы считаете своей идеей. Если это не может быть подтверждено тем, что написано в Библии, я не хочу об этом знать».
Есть старая поговорка: не верь всему, что читаешь...
«Да. Люди говорят, что Библия — это книга, которую написали люди. Возможно, это и так, но вы также имеете дело с шестьюдесятью шестью книгами, написанными сорока разными авторами за две тысячи лет на трёх разных континентах, и большинство из них не знали друг друга, но при этом вы видите, как они заканчивают предложения друг друга. Невозможно, чтобы кто-то из людей мог написать это без божественного вдохновения».
Вы во всём этом уверены?
«Я должен был раз и навсегда ответить для себя на этот вопрос: "Существует ли всё это? Поэтому я начал глубоко копаться в Библии и в один прекрасный день понял: я читаю живое слово живого Бога».
Когда именно это произошло?
«Десять лет назад».
И именно тогда вы перестали исполнять "Animal (F*ck Like A Beast)" на концертах W.A.S.P.
«Да. Когда я вернулся к своей вере, я сказал: "Всё, я не могу стоять на сцене и говорить это". В Библии есть стих, который гласит: "Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших". Эта песня появилась в моей жизни не просто так — чтобы я создал тот ажиотаж, который она вызвала у PMRC, и сделал группу известной, а затем объявил всему миру, что больше никогда не буду исполнять эту песню».
Вы отказались от песни, чтобы сделать заявление.
«Именно так. Сейчас я говорю людям, что тишина от этого оглушительна. Это сработало как чары. [Группа снова начала исполнять эту песню во время своего тура 2023 года — прим. ред.]».
Если вспомнить 1984 год и первое выступление W.A.S.P. в Великобритании — вы в гульфике, бросающий куски мяса в фанатов и вытворяющие непристойные вещи с женщиной на стойке. Как вы сейчас к этому относитесь?
«Позвольте мне рассказать вам, что произошло в 1989-м. Мы работали над "The Headless Children", и я был в совершенно другом состоянии духа. Мы отвязали лодку от причала и целенаправленно дрейфовали в море. И вот однажды вечером я захожу в клуб, а там на большом экране крутят видео — наш концерт 1984-го года в лондонском Лицее. Я не видел это видео с тех пор, как мы выступали, и был ошеломлён тем, что увидел. Как будто я смотрел на кого-то другого. Это был первый раз, когда я увидел нас такими, какими нас видел мир. И я имею в виду не только тех, кому мы нравились, — я имею в виду критиков и людей, которые нас боялись. И тогда я понял, почему они нас боялись».
Как вы думаете, что послужило причиной этого страха?
«Если посмотреть на другие группы, которые исполняли театрализованный рок, или как его ещё можно назвать, то они казались надуманными. То, что я увидел в нас в тот вечер, когда смотрел это видео, — это парни, которые злились на мир, и это пробивалось сквозь них. В этом была подлинность, и я подумал: "Вот это да, неудивительно, что люди были так напуганы"».
Вы сказали, что разозлились на мир. Почему?
«Потому что мы не могли достичь того, чего хотели. И первые пару альбомов мы вымещали злость на всех. Конечно, мы вымещали злость на публике. Мы подходили к каждому концерту как к бою тяжеловесов — мы выходили на сцену, чтобы вышибить им мозги».
В те времена W.A.S.P. были самой настоящей шок-рок-группой. Был ли в этом какой-то скрытый смысл?
«Чтобы понять нас в начале, и сейчас это может показаться глупым, но я думал, что то, что мы делали, было высказыванием со стороны социума. Меня никогда не интересовал шок-рок ради шок-рока. Я считал это скучным, если честно. И мы довольно быстро отошли от этого».
Имидж группы и сценическое шоу были настолько откровенными, что вы ощущали, что музыка группы игнорируется?
«Абсолютно верно. Когда мы приехали в Великобританию в первый тур, больше всего меня потрясло то, что никто не говорил о пластинке (дебютном альбоме W.A.S.P.). Я давал интервью журналистам, и ни один из них не говорил об альбоме — все говорили о шоу. Сейчас эта пластинка воспринимается как классика, но в то время о ней никто не говорил».
Зато много говорили о гульфике. Не вы ли однажды сказали, что вам пришлось положить свои причиндалы в лед, чтобы иметь возможность всё это туда засунуть?
«Ха-ха. Нет, я никогда такого не слышал».
Так это городской миф?
«Наверное. Но это хороший миф».
Эта штука на вид была неудобной.
«И никогда не была удобной. Когда я впервые встретил Лемми, он сказал мне: "Как ты сидишь с этой штукой?" Я ответил: "Никак! С этим можно только стоять". Я скажу, что приходилось делать, и я не шучу: если в парке была скамейка с прорезями, можно было бы сесть. А если нет, то нет!»
В ранние годы у вас в группе также был настоящий дикарь рока — гитарист и двойник Чубакки Крис Холмс. Вы дружили или были как коллеги в одной группе?
«До W.A.S.P. у нас была группа Sister, и тогда мы были ближе. Но когда мы подписали контракт с EMI, у нас появился Род Смоллвуд (менеджер Iron Maiden). Он сказал: "Теперь это бизнес. Вы должны затянуть пояса". Мы с Крисом были злыми парнями, но он выплёскивал свой гнев совсем не так, как я».
Он был алкоголиком.
«Да. Это сильно влияло на нас».
Проблема, с которой столкнулся Крис, была показана в документальном фильме 1988 года "The Decline Of Western Civilization part II: The Metal Years". Самая известная сцена в том фильме — Крис сидит на надувном кресле в своём бассейне, а его пожилая мама наблюдает за тем, как он выпивает бутылку водки за один раз...
«Я должен рассказать вам всю историю, чтобы всё это имело смысл [смеётся]. Режиссёр Пенелопа Сферис была моей подругой, и она придумала план, как устроить дебаты лицом к лицу между мной и Типпер Гор (соучредителем коалиции PMRC — Parents Music Resource Center). Это должно было стать центральным моментом всего фильма. Но тут её муж (сенатор Эл Гор) решил, что будет баллотироваться в президенты, и за день до того, как мы собирались снимать дебаты, Типпер Гор отказалась от участия. Пенелопа позвонила мне в панике: "У тебя есть другая идея? Я отвечаю: "Нет — это будет настоящий фейерверк". И вот через пару дней она снова звонит и говорит: "Вы не против, если я возьму интервью у Криса?" Я обсудил это с Родом Смоллвудом. Он спросил меня, что я думаю. И тут прозвучала знаменитая фраза всех времён. Я сказал: "Насколько плохо всё может быть?"»
И что в итоге?
«Я сказал Пенелопе: "Давай"».
А когда вы увидели фильм, как вы отреагировали?
«Я получил копию фильма и бегло посмотрел её. Я сразу же позвонил Пенелопе: "Вы должны убрать это! Всё!" А она говорит: "Я не могу — копии уже разошлись по кинотеатрам". На этом всё и закончилось».
Крис Холмс покинул группу в 1989 году, вернулся в 1996-м, а затем снова ушёл в 2002-м. Поддерживали ли вы с ним связь с тех пор?
«Я не особо много знаю о том, чем он занимается. Я слышал, что он записал альбом, но на этом всё».
Когда вы оглядываетесь на свою карьеру, считаете ли вы, что доказали, что люди ошибались?
«Я не думаю об этом. Как артист я просто пытался ставить одну ногу перед другой, и что бы ни случилось, будь что будет».
Что будет дальше у вас и группы?
«См. предыдущий ответ. Я руководствуюсь этим правилом день за днём. Как дух мне повелит, так я и пойду».
О чём-нибудь жалеете?
«Всё происходящее создаёт тебя и ситуацию, в которой ты оказываешься. Невозможно ничего изменить, даже если возникают сожаления. Так что если всё закончится хэппи-эндом, думаю, это и есть цель, к которой мы все стремимся».
А счастливый ли это конец для Блэки Лолесса?
«Пока что да. Я думаю о старой песне Синатры "My Way": "Сожалений у меня было немного, но, опять же, слишком мало, чтобы их упоминать". Так что в этом плане я думаю, что нахожусь там, где мне нужно быть. Я нахожусь в очень хорошем месте».