Торжественная память о Преображении Господнем на горе Фавор совершается в конце лета - 19 августа, когда поспевает урожай текущего года, и в этот день Церковь с благодарением Господа освящает созревший к этому времени виноград и другие плоды. На большей части территории Руси, как и сейчас, повсеместно созревали яблоки, поэтому праздничный день в честь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа по-народному назвали Спасом Яблочным. По благочестивой традиции верующие делятся освящёнными начатками урожая с другими людьми, в первую очередь обездоленными и нуждающимися; в молитвах же приносят благодарность Богу за плоды земные и Его благодеяния и милости.
Но освещение яблок - это не главное, для чего православные идут в это день в Храм. Во главе Праздника вовсе не яблоки, а Сам Господь Бог. Его прославляют, Его благодарят.
Праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (относится к двенадцати важнейшим после Пасхи православным праздникам, которые называются по их количеству двунадесятыми) установлен в память о том, как Господь, накануне Распятия и Воскресения из мертвых, преобразился и таким образом явил Свою Божественную славу и величие Царствия Небесного, величие вечной будущей жизни для людей.
Это произошло на горе Фавор, куда Он взошёл со Своими тремя учениками - апостолами Петром, Иоанном Богословом и его братом Иаковом (Зеведеевым). Лицо Христа просияло, как солнце, одежды стали белыми, как снег, и блистающими, как свет, а с Неба прозвучал голос Бога-Отца: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте". Апостолы во время Преображения Господня созерцали пророков Моисея и Илию, с которыми Он беседовал.
В Евангелии есть такие слова Иисуса Христа, обращённые к народу: "Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни"; ещё Господь говорил: "Праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их".
Истину о свете, которым просиял Господь на горе Фавор во время Своего Преображения, проповедовал святитель Григорий Палама; он разъяснял, что это свет не сотворенный и не чувственный, а Божественный. В Своей Сущности Бог непознаваем и недоступен, а Фаворский свет - это пример божественной силы и энергии, которая доступна восприятию человека и ощущается как присутствие благодати; и по благодати люди причастны Самому Богу.
Святой преподобный Симеон Новый Богослов объяснял, что наше спасение осуществляется силой Господа нашего Иисуса Христа, Который царствует и господствует в верующих благодатью Святого Духа; душе человека до конца жизни на земле необходимо последовать благодати и с нею одерживать победу над грехом.
В дни Успенского поста вспомним также наставления святого преподобного старца Серафима Саровского о том, что благодать Святого Духа должна обитать в сердце нашем. Истинная цель жизни нашей христианской состоит в стяжании (приобретении) Святого Духа Божиего, как сокровища вечного. Пост же, и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело служат необходимыми средствами для достижения цели нашей христианской жизни.
Праздничный тропарь:
(Ты, Христос Бог, преобразился на горе, показав ученикам Твоим славу Твою, насколько они могли её видеть. Пусть и для нас, грешных, воссияет Твой вечный свет, по молитвам Богородицы. Податель света, слава Тебе!)