Вы знаете, что сейчас задают детям в школе? Например, по чтению. Нет, не выучить стихотворение или придумать рассказ о своей семье (хотя такое тоже бывает). Встречаются и совершенно незнакомые приемы. К примеру, недавно ко мне подошел внук и попросил помочь «составить синквейн по образцу».
Тут уместно уточнить, что ребенок на тот момент учился во втором классе. А я, в советские времена закончившая школу с медалью, в буквальном смысле «зависла» - что составить??? Слово синквейн я не слышала не только в своем втором классе, но и вообще за все школьные и последующие институтские годы. И, честно говоря, вообще увидела его впервые.
В этом случае, как говорится, «гугл нам в помощь». Заглянув во всемирную сеть, я получила любопытный результат.
Пять строк
Синквейн – короткое стихотворение, состоящее из пяти строк. Название происходит от французского слова cinq (сэнк) – пять. Признаюсь, что такое составляющая вейн, я так и не выяснила. По смыслу наиболее подходящим показалось английское слово uains – причины. Французское значение vain – бесполезный, а также ирландское uain – подходящий промежуток времени с числом пять никак не сопоставлялись.
Таким образом, получаем дословное значение – пять причин. Причин чего - не знаю. Возможно, просто подразумевается пять частей стихотворения.
К моему стыду выяснилось, что термин совсем не новый и существует уже более 100 лет.
Пятистишие складывается по принципу японских хокку и танка, не содержит рифмы, главная задача - коротко передать смысл какого-либо понятия или явления.
Эта поэтическая форма была создана американской поэтессой и исследовательницей способов стихосложения Аделаидой Крэпси в 1909-1911 г.г.
Такой вот интернациональный метод обучения наших детей литературному языку:
- термин – франко-английский;
- принцип – японский;
- происхождение – американское:
- использование – российское.
Правила стихосложения
Чтобы создать синквейн «на тему», нужно следовать установленным правилам - они совсем несложные. Составляющие синквейна определяются по пяти пунктам:
Строка 1. Одно слово – основное понятие, тема (имя существительное);
Строка 2. Два слова – характерные признаки, описание (прилагательные или причастия);
Строка 3. Три слова – обозначение действий (глаголы);
Строка 4. Афоризм или короткое предложение – передает отношение к основному понятию;
Строка 5. Одно слово – повторение темы или ее синоним, раскрывающий суть.
Вот, собственно, и все. Берем любое слово и фантазируем от души. Не надо мучиться с поиском рифм и подбирать стихотворный размер. Правда, и готовый текст вряд ли можно назвать стихотворением.
От себя хочу добавить, что процесс «стихосложения» в формате синквейн довольно увлекательный и чем-то напоминает игру в ассоциации. Второкласснику вполне по силам.
Примеры синквейнов
В заключение несколько синквейнов к словам, которые относятся к школьной тематике.
Школа.
Шумная, многолюдная.
Обучает, развивает, воспитывает.
Я узнаю много нового.
Интересно.
Учитель.
Строгий, внимательный.
Рассказывает, наставляет, помогает.
Сеет доброе, мудрое, вечное.
Уважение.
Класс.
Дружный, веселый.
Объединяет, мотивирует, поддерживает.
Общение с друзьями каждый день.
Коллектив.
Язык.
Яркий, богатый.
Развивает, удивляет, вдохновляет.
Объединяет народы и страны.
Общение.
Компьютер.
Современный, полезный.
Ускоряет, хранит, обрабатывает.
Техническое устройство для помощи человеку.
Прогресс.
Также читайте:
Проще простого: что такое орфоэпия