Григорий Иоффе
От острова Пасхи - к острову Детства
Книги Александра Пестуна, как говорится в таких случаях, с завидным постоянством выходят в издательстве "Петербург - ХХI век". Посвящены они, как правило, загадкам острова Пасхи. Но на то и правила, чтобы однажды что-то произошло и из правил начались исключения. Как в сказке.
В названии новой книги нашего друга и автора, которая через неделю выйдет из печати, на этот раз не оказалось привычных уже слов "Остров Пасхи", зато появились "Выдумлялки". Может быть, исключение, как знать. Пока внук Тимофей еще мал, ему, как всякому нормальному ребенку, нужны стихи и сказки. А там подрастет, глядишь, появятся и были, и приключения.
Хотя, если честно, приключений хватает и в "Выдумлялках". Таких, например, какие напридумывал на свою голову медвежонок-пестун Топтыжка.
Вот и почитайте своим внукам и внучкам сказку писателя-Пестуна про медвежонка-пестуна. А потом обсудите,- вам будет о чем поговорить с детьми или внуками. Или с правнуками...
"В одном дремучем лесу..." - начнете вы, и тут же услышите вопрос: "А что такое дремучий?" А потом: "Кто такой пестун?" И так далее. Объясняйте. Ведь именно через разговоры, с первых книг начинается наше знакомство с великим и могучим.
Русским языком.
Что было:
Что стало:
Александр Пестун
МЁДОЛЮБ
В одном дремучем лесу жил-был, поживал не тужил медвежонок. Его звали Топтыжка. Он жил с мамой и двумя ещё совсем маленькими младшими сестричками. Медвежонок уже был большим, поэтому помогал маме нянчить и воспитывать сестричек. Играл с ними, присматривал за ними, оберегал. Таких медвежат называют пестунами. А ещё он был лакомкой. Любил поесть рыбку, малинку, и особенно МЁД. Это такое вкусное лакомство! И очень интересное. Зацепишь мёд коготком, поднимешь повыше, а он течёт густой золотистой струйкой. Течёт и течёт. Течёт и течёт. Струйка становится всё тоньше и тоньше. И тут её язычком подхватишь… Сласть-то какая! Получше малины-то будет.
Размечтался Топтыжка. Захотелось ему медком побаловаться, да и сестричек угостить. И отправился медвежонок на добычу мёда. А мёд в лесу легко найти. Да проще простого. Надо только пчёлок отыскать. Они сами покажут, где мёд лежит. А где можно пчёлок найти? Ну, конечно же, там. На цветочной поляне! И Топтыжка помчался вприпрыжку туда, где пчёлы мёд собирают. Это только кажется, что мишки косолапые неповоротливые и медлительные. Бегают они очень быстро. От них не убежишь.
Выбежал Топтыжка на полянку. Цветов видимо-невидимо! Красные и жёлтые, синие и белые, фиолетовые и розовые. И пчёлы, пчёлы, пчёлки. Вьются, жужжат, нектар собирают. Улёгся Топтыжка и за пчёлами стал наблюдать: откуда они прилетают и куда улетают. Долго не мог этого понять косолапый. Тогда он полянку обошёл. И нашёл!
Вот на полянку пчёлка летит быстро – вж-ж-ж-и-и-к. Потому, что она лёгкая, с пустым брюшком. А вот эта пчела еле летит, жужжит громко: В-В-Ж-Ж-Ж-Ж. Она тяжёлая. Полное брюшко нектара несёт домой. Побежал за ней Топтыжка. Бежал, бежал. Даже устал немножко. Но от пчелы не отстал, и оказался возле толстого дерева. В стволе этого дерева высоко над землёй было дупло. Вот в это дупло и залетела пчёлка.
– Ага. Вот он где – пчелиный улей, а в нём мёд, – радостно проворчал медвежонок.
И сразу полез на дерево.
Добрался до самого дупла. А мёд так вкусно пахнет, что даже голова кружится. Так хочется его лизнуть. Топтыжка сунул в дупло мордочку, язык высунул, вертит им. Старается до мёда достать. А его нигде нет. Не достаёт язык до мёда. И голова дальше не пролазит. Заворчал медвежонок. Злится. Дерево когтями царапает. Не замечает, что новые пчёлки с добычей прилетели. Они вьются вокруг медвежонка, возмущаются:
– Кто это тут вход в улей ж-ж-агородил, не даёт нам пролететь? В-в-ж-ж-ж-ж-ж. Уходи! В-Ж-ж-ж-ж! Ш-ш-лазь по добру, по ж-ж-дорову! Уж-ж-ж мы тебя! У-ж-ж-жалим! В-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-о!
Не слышит их мишка. Все мысли только мёдом заняты. И тут вдруг в попу ему что-то острое и горячее как ВОТКНУЛОСЬ! Даже про мёд забыл Топтыжка, а уж про то, что он на дереве сидит, и подавно. Схватился бедняга лапами за ужаленное место… И полетел! Полетел… С дерева на землю. Как хорошо, что под деревом была кочка, покрытая толстым слоем мха. Шлёпнулся на неё Топтыжка, как на подушку. Подскочил и наутёк. А за ним целый рой пчёл гонится и все жужжат, ужалить грозят. Но они не долго гнали медвежонка – он же ещё маленький.
Добежал любитель мёда до речки и плюхнулся в неё. Посидел в воде, пока боль не утихла, вылез на бережок и улёгся на травке. Сидеть-то ещё не можется. Лежит и думает: «Нелёгкая эта работа – мёд добывать. Как же это маме удаётся?»
Скакал мимо зайчик. Заметил он медвежонка, подошёл и спрашивает:
– Привет, Топтыжка. Что ты тут лежишь такой грустный? О чём задумался? Помощь не нужна?
Рассказал ему медвежонок про свою беду. Зайчик подумал немного и сказал:
– Эх ты, медвежонок-пестун. Неправильно ты мёд добывал. Надо по-другому.
– А как надо? – оживился Топтыжка, – Научи меня. Пожалуйста.
– Сперва сделай лестницу. А потом, – и зайчик начал что-то шептать на ушко медвежонку.
– Я понял. Спасибо тебе, зайчик, за науку, – сказал Топтыжка.
Они дружно принялись за дело и вскоре лестница была готова. Зайчик даже помог медвежонку дотащить лестницу до дерева с дуплом и убежал по своим делам. Он мёд не любил. Взобрался Топтыжка по лестнице к самому дуплу и постучал по дереву. Тук-тук-тук.
– Кто ж-ж-е это в гости ж-ж-а-ж-ж-ж-дет к нам? – зажужжали пчёлы.
– Это я. Медвежонок Топтыжка. Извините меня, пож-а-а-а-луйста, что я без спроса полез к вам за мёдом. Я хочу своих маленьких сестричек побаловать медком. И маму тоже. Дайте мне, пожалуйста, немного мёда. Пожалуйста, пож-а-а-а-луйста.
Пожужжались пчёлки, посовещались и решили угостить медвежонка мёдом.
– Хорошо, так и быть. Вышовывай язык. Угоштим тебя мёдом.
Открыл пасть Топтыжка, сунул язык в дупло и ждёт. И вдруг он почувствовал вкус мёда. Да не простого, а цвето-о-о-чного. Это пчёлки маленькими ведёрками черпают из сот мёд и льют ему на язык. Отведал Топтыжка мёда и говорит:
– Спасибо вам, пчёлки, за угощение. Очень вкусный у вас мёд.
– Пож-ж-ж-а-а-луйш-ш-ш-та, – зажужжали пчёлки. – У нас его много, всем хватит. А теперь беги домой. Мы сами твоей маме мёд отнесём.
– А вы знаете, где наша берлога? – спрашивает мишка. – За тремя полянками: цветочной, грибной и травяной, да за речушкой в густом лесочке. Под большим поваленным деревом.
– Ж-ж-наем, ж-ж-жнаем. Ш-ш-ами ш-ш-правимся, – жужжат пчёлы.
Спустился медвежонок на землю, спрятал лестницу под густыми елями и бегом домой. Быстро добежал Топтыжка до берлоги. Собой доволен: «Расскажу сейчас маме и сестричкам, как я мёд добыл, то-то они порадуются. Вот только мама, наверно, поругает меня за то, что я весь день пропадал невесть где. Так я и сам знаю, что виноват. Не надо меня ругать».
Смотрит медвежонок, а мама с сестричками сидят возле дерева и… Кажется… Как будто мёд едят. Заметили они Топтыжку, лапами машут, подзывают к лакомству. Сестрички тут же наперебой поведали братику, как к ним прилетел целый рой пчёл. Они даже испугаться успели. Но пчёлки обо всём рассказали, и всем стало смешно. И каждая пчёлка принесла маленькое ведёрко мёда. Пчёл было очень-очень-очень много, поэтому и мёда оказалось тоже много.
А мама обняла своего медвежонка и сказала:
– Спасибо тебе, Топтыжка, за заботу о нас. Какой же ты замечательный и настоящий пестун. Угощайся!
Иллюстрации выполнены автором с помощью нейросетей