У Леночки была тяжёлая судьба. Отец исчез до рождения дочки. Мама в свои 20 родила и уехала в Финляндию. Формально – на заработки собирателем ягод, буквально – кто ж её знает. Хорошо хоть оставила нотариальное согласие на ребёнка для бабушки. С таким документом бабушка может водить Леночку по врачам и быть её официальным представителем в тех структурах, где это необходимо.
В возрасте 5 лет Леночка пришла к нам обследоваться насчёт алопеции – выпадения волос. Причин болезни может быть масса – начиная от банального грибка и заканчивая сложным аутоиммунным процессом. Но наша дерматолог скептически посмотрела на жидкие редкие светлые волосики и однозначно сказала: «Она их дёргает. Это трихотиломания, а не алопеция.».
Разница в том, что при алопеции волосы выпадают сами. При трихотиломании их дёргает сам пациент. И правда – над ушами по дуге просвечивали два светлых пятна бледной кожи. Где может дотянуться, там и дёргает. Иногда выдёргивают брови и ресницы, но с этим у нашей девочки было всё в порядке.
Сказать мало, надо доказать. А как доказать, когда ребёнок приходит только на короткий приём? Времени затаиться и понаблюдать нет. Доказать, что ничего иного нет. Методом от обратного.
Атрофии кожи нет, дефицитов микроэлементов – тоже. Соскоб на грибы отрицательный. На месте облысения чётко видна новая робкая поросль волос. Значит – растут свежие. Были бы серьёзные проблемы – не росли.
Вероятно, дерматолог был прав. Так что отправили девочку вместе с бабушкой на консультацию к неврологу и психологу.
Бабушка, разумеется, была недовольна. Где это видано, чтоб дерматолог не кремы с мазями выписывал, а говорил о душевном – о неврозах, психическом здоровье и так далее?
Фигня это, а не дерматолог! И наш маленький федеральный центр – тоже фигня! Вот Марьяаркадьевна говорила, что у неё есть настоящий дерматолог! Как выпишет болтушку из 20 компонентов, как начнёт от неё жечь кожу, так сразу понятно, что врач настоящий! Качественный врач!
Развязка наступила позже, месяцев через 8. Леночка поступила к нам на хирургию с симптомом «острого живота». Три дня не было стула, затем появилась боль в животе, которая становилась сильнее. Потом началась рвота, поднялась температура и стало понятно, что дело плохо. Надо звать скорую.
Скорики отвезли к нам. В приёмнике взяли на рентген – в животе чаши Клойбера. Это скопления газов в виде арок в петлях кишки. В норме кишка постоянно работает и гонит эти газы к выходу. При параличе кишечника они застывают и поднимаются вверх. Так и формируются чаши.
У детей такая картина характерна для непроходимости кишечника, надо срочно оперировать и выяснять, что мешает нормальной работе!
Подняли в операционную, вошли в живот, а там…чудесная находка! Комок волос диаметром сантиметров 6 в тонкой кишке! Собственных волос Леночки. Да, она их дёргала и ела. Волосы почти не перевариваются в желудке и кишечнике. Может, они копились в желудке, а тут перистальтическая волна протолкнула их дальше. Может, в жизни случилось что плохое и девочка за один вечер выдернула и съела сразу много волос.
Но итог один – вязкий лохматый комок волос вперемешку с пищей встал непреодолимой преградой в верхних отделах тонкой кишки, перерастянул её стенки и полностью парализовал работу.
Леночку спасли.
Комок достали, показали бабушке. Начались охи и ахи: «Да как такое возможно, я никогда не могла подумать, что она волосы ест!».
Выписали с повторной рекомендацией обратиться к неврологу и психологу.
А что дерматолог, которая первой предположила трихотиломанию?
Она лишь пожала плечами:
- Ну да, я так и думала.
И правда.