Найти тему
частные суждения

Заслуги дона Руматы перед доном Рэбой. Продолжение списка.

В прошлой статье на эту тему была подробна разобрана одна заслуга Руматы перед доном Рэбой (упоминание о Будахе перед королём, что дало возможность отравить короля) и упомянута вторая — компрометация доны Оканы, что позволило дону Рэбе от неё избавиться. Подробно разбирать эту вторую сложно, маловато информации об этой особе (которая запросто могла, как Мата Хари, работать сразу на две стороны… или даже больше), вполне достаточно того, что Окана «много знала» (цитата из текста «Трудно быть богом», это мысль дона Руматы после получения им письма от доны Оканы). А много знала она в первую очередь о доне Рэбе. И не только нём лично, но и его делах, в том числе весьма деликатных.

Дона Окана, кадр из фильма «Трудно быть богом», 1989 г.
Дона Окана, кадр из фильма «Трудно быть богом», 1989 г.

Вот ещё одна цитата, снова мысли Руматы о доне Окане: «она должна кое-что знать… Дон Рэба болтает во сне… Он водит ее на допросы, она очень любит допросы…» Кого мог допрашивать дон Рэба? Разумеется, преступников, злоумышлявших против короны. И эти преступники, среди которых могли быть и шпионы из других государств, могли на тех допросах рассказать много такого, о чём, по мнению дона Рэбы, никому из посторонних знать не нужно. А вот его любовница это всё слышала. Учитывая её готовность близко общаться с разными подозрительными донами, имелась возможность утечки информации на сторону. Самый интересный вопрос — дона Окана любила посещать допросы из садизма или же потому, что кто-то её попросил узнать нечто об этих самых допросах и о том, что на них говорят разные государственные преступники? Кто конкретно мог её о таком попросить и с какими целями?

Дона Окана и дон Рэба, кадр из того же фильма.
Дона Окана и дон Рэба, кадр из того же фильма.

Возможно, по какой-то причине дон Рэба не мог достать загадочного покровителя доны Оканы. Политика — очень сложная штука, тем более средневековая, в которой действуют не безликие организации, а всё завязано на отношения конкретных личностей. Но благодаря тому, что дона Румата демонстративно пришёл к доне Окане, у дона Рэбы появился повод устранить её, якобы из ревности. Впрочем, там могла быть совсем иная ситуация, но в любом случае при душевных разговорах дона Рэбы с доном Руматой, когда первый обвинял второго в самых страшных грехах, вплоть до связи с дьяволом (« — Одного этого золота достаточно было бы для того, чтобы сжечь вас на костре! — завопил он. — Это дьявольское золото!»), дону Окану дон Рэба даже не упомянул. Из чего можно сделать вывод, что дон Рэба не ставил её измену в вину дону Румате.

Дон Рэба в фильме 1989 года.
Дон Рэба в фильме 1989 года.

Итак, компрометация доны Оканы была второй заслугой дона Руматы перед доном Рэбой, а есть ещё и третья, куда более важная. Разумеется, люди дона Рэбы пристально следили за домом, в котором жил дон Румата, и не зря. К дону Румате заходили разные интересные, а порой даже очень интересные личности. Например, Арата Горбатый. Уже сама возможность отследить перемещения профессионального бунтаря такого масштаба дорогого стоит, но кроме того и Арата тоже оказал дону Рэбе очень важную личную услугу. Вот только неизвестно, сам он это сделал, или подсказал кто. Кто-то, кто прошёл за Аратой, когда тот покинул дом Руматы, и приватно с ним побеседовал.

Иллюстрация к повести «Трудно быть богом».
Иллюстрация к повести «Трудно быть богом».

Что же это за услуга? Как известно, дон Рэба сговорился с неким Вагой Колесом, главой арканарской мафии. Но после разговора дона Рэбы с Вагой произошло следующее:

«— Приятно было побеседовать, — сказал Вага.
Дон Рэба тоже встал.
— Беседа с вами доставила мне огромное удовольствие, — сказал он. — Я впервые вижу такого смелого человека, как вы, почтенный…
— Я тоже, — скучным голосом сказал Вага. — Я тоже поражаюсь и горжусь смелостью первого министра нашего королевства.
Он повернулся к дону Рэбе спиной и побрел к выходу, опираясь на жезл. Дон Рэба, не спуская с него задумчивого взгляда, рассеянно положил пальцы на рукоять ножа. Сейчас же за спиной Руматы кто-то страшно задышал, и длинный коричневый ствол духовой трубки просунулся мимо его уха к щели между портьерами. Секунду дон Рэба стоял, словно прислушиваясь, затем сел, выдвинул ящик стола, извлек кипу бумаг и погрузился в чтение. За спиной Руматы сплюнули, трубка убралась».

Иллюстрация к повести «Трудно быть богом».
Иллюстрация к повести «Трудно быть богом».

Беседа происходила во дворце, то есть на охраняемой территории. Однако киллер Ваги прятался за портьерой в готовности ликвидировать дона Рэбу, если тот попробует убить Вагу. Вне дворца убить дона Рэбу людям Ваги было бы ещё проще. Вага был нужен дону Рэбе для организации беспорядков в городе, но потом он становился опасен — и как ненужный свидетель, и просто как мафиози. Что, если бы Вага не впечатлился новым статусом дона Рэбы (боевого магистра Ордена) и подослал к нему убийц, мстящих за истребление бандитов во время наведения порядка в Арканаре, после переворота?

Арата Горбатый. Фанарт.
Арата Горбатый. Фанарт.

От этой угрозы дона Рэбу спас не кто-нибудь, а лично Арата Горбатый, убивший Вагу сразу после переворота. У него имелся мотив для ликвидации Ваги, о котором Румата не подозревал, а вот дон Рэба не мог не знать:

«Когда-то у меня был друг, — сказал он. — Вы, наверное, слыхали — Вага Колесо. Мы начинали вместе. Потом он стал бандитом, ночным королем. Я не простил ему измены, и он знал это. Он много помогал мне — из страха и из корысти, — но так и не захотел никогда вернуться: у него были свои цели. Два года назад его люди выдали меня дону Рэбе… — Он посмотрел на свои пальцы и сжал их в кулак. — А сегодня утром я настиг его в Арканарском порту…»

Румата. Фанарт.
Румата. Фанарт.

Притом в обычное время найти Вагу было совсем не просто. Румата во время встречи с Вагой думал: «И почему он в городе? Вага терпеть не может города». Однако в этот раз Ваге посетить город пришлось. В то же самое время, когда там ошивался Арата. И кто-то подсказал Арате, где и в какое время можно будет найти Вагу. Возможно, впрочем, что ему никто не подсказывал и Арата сам каким-то образом вышел на Вагу. Возможно, подсказку дал вовсе не посланец дона Рэбы. Но в любом случае устранение Ваги Аратой сняло одну из угроз (притом смертельных) для дона Рэбы.

Иллюстрация к повести «Трудно быть богом».
Иллюстрация к повести «Трудно быть богом».

Кроме того, сам Арата тоже был весьма интересен дону Рэбе. Ведь Арата намеревался, когда созреет ситуация, возглавить мятеж:

«Я знаю, что такое Святой Орден; не пройдет и года, как арканарский люд полезет из своих щелей с топорами — драться на улицах. И поведу их я, чтобы они били тех, кого надо, а не друг друга и всех подряд».

Слежка за Аратой позволяла дону Рэбе либо избавиться от предводителя будущего мятежа в нужный момент, либо… использовать ситуацию каким-нибудь выгодным для себя образом. Если мятеж будет предотвращён заранее, дона Рэбу руководства Ордена может быть как-то отметит, а может и нет. А вот если мятеж всё же вспыхнет, с многочисленными жертвами среди боевых братьев Ордена, и только героическими усилиями дона Рэбы удастся спасти ситуацию — тогда дон Рэба сможет и на повышение рассчитывать. И делом докажет свою незаменимость, ведь всем будет ясно, что без него мятежники уничтожили бы местный филиал Ордена. Дон Рэба, как обычно, рассчитывает на много ходов вперёд. Однако для этого ему была нужна достоверная информация о местонахождении Араты, которую, не зайди этот бунтовщик к своему другу дону Румате, получить вряд ли бы удалось.