В прошлой статье я затронула вопрос о нестандартном явлении, происходящем при обсуждении травматических воспоминаний в психологическом консультировании:
Когда люди делятся тяжелым опытом, они часто сопровождают рассказ улыбками и смехом. Это может служить сигналом о глубоких проблемах, которые необходимо мягко выявить, распаковать и рассмотреть на сессии.
Вот еще несколько причин, по которым возможен диссонанс между содержимым рассказа и мимикой:
1. Улыбка — это способ отгородиться от сострадания или эмпатии терапевта.
Когда клиенты рассказывают о трагедии без соответствующего аффекта, психолог получает сильный невербальный сигнал: «Не воспринимайте мою боль всерьез».
Это может быть сознательной или бессознательной попыткой избежать сочувствия, которое для человека непривычно и вызывает дискомфорт.
Это особенно актуально для тех, кто в детстве был лишен сочувствия и утешения.
Добрые слова психолога могут быть неверно истолкованы как «жалость», вызвать подозрения и поставить под сомнение глубинные мотивы психолога.
Также непривычное доброе отношение может заставить человека почувствовать себя слишком уязвимым.
2. Смех говорит, что травма не важна, потому что сам человек не важен.
Некоторые люди, пережившие травму, используют смех, чтобы отвлечь от более глубокого изучения своего опыта, потому что они не считают себя достойными даже собственного внимания.
Смех или улыбка — это способ сказать: «Давайте двигаться дальше и говорить о чем-то другом, более важном, но не обо мне».
У многих пострадавших нет достаточной силы Эго, чтобы поверить в то, что они заслуживают внимания, одобрения и участия в их судьбе.
3. Улыбка — это способ сообщить, что у человека нет инструментов для эффективного управления отрицательными эмоциями.
Даже если человек открыто говорит о своих проблемах, он может параллельно бояться, что его чувства выйдут на поверхность и он не сможет с ними справиться.
В таком случае улыбка — это своеобразная адаптационная стратегия, которая позволяет продолжать работу и не разрывать терапевтический контакт.
Для психолога это сигнал о том, что клиенту нужно больше ресурсов для регуляции аффекта, прежде чем он сможет продвинуться дальше в работе по исцелению травмы.
4. Улыбка — это способ «защитить» психолога.
Многие клиенты чувствуют себя ответственными за то, что их рассказ о травматическом опыте может шокировать, напугать или вызвать отвращение у психолога.
Преуменьшая свою боль, они пытаются минимизировать тяжелое впечатление, которое производит их рассказ.
Смех в таком случае говорит: «Со мной все в порядке, вам не нужно обо мне беспокоиться».
Так клиент на самом деле пытается позаботиться о психологе.
Поэтому очень важно, когда психолог предлагает клиентам обратить внимание на эмоциональные проявления, которые не совпадают с их рассказом.
Это дает возможность восстановить связь с подлинной печалью, гневом и любыми другими законными чувствами, которые вызывает травма.
❇️ С вами была Анна Поляничко, психолог ❇️
Присоединяйтесь https://dzen.ru/tochka_psychology
И помните — иногда один шаг вместе меняет больше, чем долгий путь в одиночку.