Найти в Дзене
Литрес

Из каких реальных трагедий был построен образ старухи Шапокляк?

Оглавление

Кто не помнит главную антагонистку Чебурашки и крокодила Гены! В честь этой пакостной старухи назван даже головной убор. По книге основным занятием Шапокляк было «собирать злы». В мультфильме она руководствовалась такой максимой: «Кто людям помогает – тот тратит время зря. Хорошими делами прославиться нельзя».

Вооружённая рогаткой старуха Шапокляк со своей крысой Лариской каждый вечер «наводила беспорядок» на улицах, делала всякие пакости и нарушала правила. Конечно, сближение с Чебурашкой и Геной благостно влияет на неё. Мало-помалу она становится на путь исправления, хотя нет-нет да и возвращается к хулиганству. Именно этим она нам полюбилась и запомнилась. Любопытно, но у этой комичной вредины были прототипы, за которыми стоят настоящие драмы и трагедии.

Писатель, его жена и мать

Главным прототипом этой героини была первая супруга писателя, о которой сам он после развода отзывался довольно нелестно. «Дама вредная во всех отношениях» – так он говорил о Римме Успенской, удивляясь, как прожил с ней 18 лет. Они познакомились во время учёбы в Московском авиационном институте, поженились, родили дочь.

Татьяна описывала историю любви родителей довольно романтично: отец долго и красиво ухаживал за матерью, добиваясь её расположения. Римма не хотела выходить за него, но Эдуард Николаевич не отступал и добился желаемого. Однако этот брак не принёс им счастья, он превратился в бесконечную череду скандалов и страданий. Татьяна вспоминала, что отец много пил и заводил любовные интрижки. Мать не желала с этим мириться, ругалась с ним, а он изображал из себя жертву.

Отношения с отцом у Татьяны были тяжёлыми. В завещании он её даже не упомянул, всё нажитое оставил приёмным дочерям, детям своей второй жены. Татьяна многого не могла простить отцу. Она выступала против того, чтобы его именем назвали детскую премию, поскольку считала его домашним тираном. По её признаниям, она всё детство терпела от него «грубость, хамство, побои». Ужасно и то, что он в 11 лет отдал её в коммуну Столбуна, из которой она сбежала через три года. О том, каким ужасам в ней подвергались дети, в своей книге «Секта в доме моей бабушки» подробно написала Анна Сандермоен, попавшая в этот ад тоже ребёнком.

Успенский с дочерью
Успенский с дочерью

Когда в 2014 года Римма Успенская скончалась от рака, Эдуард Николаевич, по словам дочери, оплатил похороны, но сам на них не приехал. В спорах о прототипе Шапокляк он стоял на том, что списал её с жены, и, конечно, добавил свои черты. Успенский признавался, что сам он далеко не ангел. Его биограф Ханну Мякеля предполагал, что прообразом героини на самом деле была мать писателя: Наталья Андреевна всегда выглядела очень элегантно и при этом имела сложный характер. Но в одном из интервью Успенский по-своему расставил акценты:

«Нет… скорее, жена. Вообще считается, что мужчина подбирает себе жену по образцу своей матери. Мать у меня была довольно противная тётя. По этому типу я выбрал себе жену, которую тоже не любил. И вот с первой жены я, может, и писал. Она такая строгая, противная, вредная».

Успенский с матерью
Успенский с матерью

Тёща художника и выжившие аристократки

Леонид Шварцман, автор мультипликационных героев, признавался, что вдохновлялся своей тёщей. В одном из интервью он сказал:

«В создании старухи Шапокляк мне помог один конкретный образ. Во-первых, само слово „шапокляк“ дало подсказку: это складной цилиндр, XIX век, жабо, белые манжеты… И внешность моей тёщи здесь сыграла важную роль. Она была женщиной из „того времени“, у неё были седые волосы, седой пучок. Я ей только удлинил носик, сделал его ехидным, а глазки – лукавыми. В общем, этот персонаж родился довольно быстро».

Историк моды Марьяна Скуратовская проанализировала наряд и аксессуары Шапокляк и пришла к другому выводу. По её мнению, шляпа-шапокляк, длинные шляпные булавки, юбка-годе, жабо, кардиган, ридикюль относятся не к XIX столетию, а к 30-ым годам прошлого века. Шапокляк тогда могло бы быть 30 лет. Скуратовская считает, что Шварцман отлично подобрал детали, которые показывают, что эта героиня – «пережиток прошлого».

-4

В молодости она была образованной, красивой женщиной, которая следила за собой и модой. По мнению историка, её вкус могла бы одобрить сама Шанель. Возможно, Шапокляк хотела эмигрировать в Париж, как это сделали многие аристократы. Но война или личные драмы не позволили ей этого сделать, и она застряла в Советском Союзе. Многие считают, что Шапокляк символизирует русско-имперскую интеллигенцию, состояние которой Чехов очень точно описал в пьесе «Вишнёвый сад». Дмитрий Дорин вспоминал дам, похожих на героиню Успенского:

«В молодости мой отец очень любил бега и регулярно ходил на Московский ипподром. Основной публикой на ипподроме был, конечно, московский пролетариат. И на фоне этого пролетариата очень выделялись пожилые осанистые женщины в необычных платьях с кружевами, которые молча, без криков и жестикуляции наблюдали за поединком наездников через лорнеты и пенсне. Через что прошли эти «старухи Шапокляк» за свою жизнь? Откуда у них в 70-е годы в Советском Союзе были лорнеты? Что случилось с их отцами и мужьями в годы революции, репрессий и войны? Получается, благодаря дурацкому советскому мультику в памяти народной остался, пусть и виде карикатуры, типаж образованных русских женщин, получивших дореволюционное воспитание и выживших в аду XX века».

Ещё больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!

-5