Найти тему
Православная Жизнь

Чтим память святого апостола Матфия, ставшего вместо отпавшего Иуды

Святой апостол Матфий был родом из колена Иудина и города Вифлеема. Благочестию и Закону Божьему будущий апостол с раннего возраста учился в Иерусалиме у святого Симеона Богоприимца.

Как и его учитель, Матфий с трепетом ожидал пришествие Мессии. Когда же Христос явился миру, праведник последовал за Спасителем и, как многие в те дни, уверовал, что Иисус – посланник истинного Единого Бога. За это он был причислен Господом к Его семидесяти ученикам, которые не были такими приближенными к Мессии, как двенадцать апостолов, и были избраны Христом после избрания двенадцати. Матфий видел Крещение Господне, многие великие дела Иисуса и Его Вознесение.

На одном многолюдном собрании христиан апостол Петр выступил перед верующими и вспомнил два отрывка из псалмов, которые звучат как «да будет двор его пуст» и «достоинство его да примет иной». Петр сказал, что эти слова должны стать пророческими, и касаются они предателя Иуды Искариота. Первоверховный апостол решил, что нужно выбрать на место Иуды одного из людей, более всех видевших и слышавших Христа. Самыми подходящими сочли двух апостолов из семидесяти – Иосифа и Матфия. Тогда все помолились Богу-Сердцеведцу и бросили жребий, что определил на место Иуды Матфия, на которого вскоре сошел Святой Дух.

Первой областью евангельской проповеди нового апостола из двенадцати стала Иудея. Далее святой Матфий последовал в Эфиопию, где за имя Христово он много пострадал. Апостола избивали, таскали по земле, вешали, резали железом кожу, жгли огнем. На мучения Матфий шел с радостью и удивительным образом терпел их.

Апостол остался жив и отправился с проповедью в Македонию. Там греческие язычники решили проверить апостольское учение через чудо. Они заставили выпить вызывающий слепоту яд святого Матфия и еще 250 греков. В отличие от греков, по чуду Божьему, апостол не ослеп, а когда он возложил на них руки – они прозрели. Все были поражены чудом, и собрание разошлось, но некоторые обозлились на проповедника и захотели убить его. Три дня Матфия искали, чтобы арестовать, но безуспешно.

Когда апостол появился по собственной воле, его связали и заточили в тюрьму. В темнице Матфию ночью явились бесы, но ничего не могли ему сделать, а просто злились. В следующую ночь в камере ему явился Иисус Христос в сиянии божественной славы, освободил Своего апостола от пут и открыл двери тюрьмы. Днем святой Матфий опять начал проповедовать, и многие язычники в злобе хотели убить апостола собственноручно, но земля вдруг треснула и поглотила многих греков. Все, кто остался жив, покаялись, приняли от Матфия крещение и отпустили апостола обратно в Иудею.

Там его горячая проповедь сопровождалась исцелениями больных, воскрешением мертвых, изгнанием бесов и другими чудесами. Многие иудеи уверовали тогда во Христа, но многие и озлобились. Они пленили апостола и привели его в Иерусалим. Там, по обвинению святого Матфия, первосвященник Анан собрал совет.

-2

Начался совет с речи Анана, в которой он сокрушался о бедствиях евреев, к которым причислил и появление в народной среде Иисуса Назарянина. Первосвященник назвал Спасителя начальником самых опасных еретиков, поругавшимся над Законом Божьим, а Его чудеса – ложными волшебными знамениями. Анан сказал, что Иисус не должен был присваивать Себе честь Сына Божьего, потому что и древние пророки, творившие чудеса, не делали этого. Первосвященник обвинил Христа в якобы горделивых заявлениях о себе, отличных от смиренных слов пророков. Обвинитель Матфия заявил, что Иисуса казнили справедливо и как раз по Закону Божьему. Справедливые обличения Иисусом Его оппонентов Анан назвал бесчинием, дерзостью и грехом. Память о Христе, порождающая еще большее количество верующих в Него (по версии оратора), все больше усугубляет страдания народа, поэтому Матфия нужно убить. При этом, чтобы дать апостолу возможность остаться в живых, Анан предложил Матфию отречься от Христа и вернуться к древнему религиозному закону, данному через пророка Моисея.

Апостол ответил, что быть христианином и не покоряться устаревшим установлениям Ветхозаветного Закона, – не преступление, а слава. Матфий предложил всем выслушать его, и Анан согласился.

Матфий стал цитировать места ветхозаветных книг, где прообразовательно и пророчески предсказано о Христе. Все приведенные тексты апостол толковал.

Первосвященник разозлился и процитировал слова Второзакония, что велят убивать лжепророков и лжечудотворцев, которые увлекают единобожников от истинного Бога. Тогда Матфий исповедовал Иисуса истинным Повелителем Пророков и Сыном Божьим. Апостол засвидетельствовал, что все чудеса Христовы истинны.

Тогда Анан остановил дискуссию и предложил Матфию еще время для размышления о возвращении к Ветхозаветному Закону. Матфий отказался, опять исповедовал Иисуса Богом, и назвал себя рабом Христа.

В гневе Анан потерял над собой контроль, закрыл уши, заскрипел зубами и криками начал обзывать Матфия богохульником. Затем первосвященник процитировал книгу Левит, где велено побивать богохульников камнями, что Анан и приказал сделать в отношении апостола.

Побивание камнями совершалось обычно недалеко от Иерусалима в локации под названием "Вефласкила" (в переводе – дом побитых камнями). Туда и привели святого апостола. По закону двое свидетелей положили руки на голову апостола и первыми кинули в него камни. Матфий попросил положить эти два камня в его гроб. Затем бросили камни остальные евреи, так и не уверовавшие во Христа, и святой отошел ко Господу.

-3

От тела апостола отрубили голову, чтобы сказать потом римлянам, что Матфий был казнен как мятежник. Христианам было позволено с честью похоронить тело святого.

Часть мощей святого находится в базилике Святого апостола Матфия, расположенной в городе Трир (Германия).

Церковь празднует память святого апостола Матфия 22 августа по новому стилю.