Когда-то советские автомобили неплохо продавались в европейских странах, причем по вполне себе достойным ценам.
Например, первой моделью АЗЛК, продававшейся в Англии, стал «Москвич-407». Там он стоил ₤629. Для сравнения, Ford Сortina в базовый версии стоил ₤615. Cortina был на 4 лошадиные силы мощнее, но имел только две двери. Полноценный четырехдверный седан Vauxhall Victor стоил ₤635 – разница небольшая, хотя британец оснащался более мощным 70-сильным мотором.
Но уже начиная с модели 412, дилер «Москвича» начал демпинговать. Модель стоила в Англии ₤899, тогда как по характеристикам к ней ближе всего был Vauxhall Viva, которые стоил в полтора раза дороже – ₤1536.
Увы, несмотря на столь привлекательную цену, в 1970-х покупатели отвернулись от «Москвичей», сильно отставших от технического уровня. Их не спасло даже то, что новейший переднеприводный «Москвич-2141» в Германии продавался за несуразные 17495 марок. Хотя Lada Aleko был выше классом, чем Lada Samara, стоил он меньше. Сравнимые модели D-класса стоили от 24 000 марок, а Aleko продавался по цене малютки Ford Fiesta с двигателем 1,1 л.
Цена одной и той же машины могла сильно зависеть от страны-импортёра. Например, ГАЗ-21 «Волга» стоил в Великобритании ₤897, в то время как более современный и динамичный Ford Zephyr Mk III – всего ₤836. А в Германии за цену «Волги» можно было и вовсе взять премиумный спортивный седан BMW 1800. Зато вБельгии, Голландии и Скандинавии, напротив, наши Scaldia (экспортное название «Волг») продавались очень дешево, примерно как Volkswagen Kaefer («Жук»). И это, несмотря на то, что в Бельгии их существенно дорабатывали перед продажей: оснащали аудиосистемой и другими опциями, даже ставили европейские экономичные дизели.
А что же «Жигули», сиречь, «Лады»? Lada 1200, экспортный вариант ВАЗ-2101, в 1974 году в Англии стоил ₤979, как Mini с двигателем 1 л.
А в Германии «копейка» стоила на 350 марок дешевле собственного прародителя Fiat 124, хотя ВАЗ-2101 объективно был технически более совершенным.
В 1980-х наибольшим успехом в Европе пользовалась свеженькая Lada Samara. Ее даже сравнивали с очень близкой по характеристикам моделью Fiat Uno, хотя по цене Lada была ближе к Ford Fiesta с самым маленьким 1-литровым двигателем.
А вот за ВАЗ-2121 «Нива» просили настолько смехотворную сумму, что подобрать адекватный аналог среди европейских брендов журналисты не смогли. Похожими по цене были разве что японские Subaru Leone 1600 и Daihatsu F20.
Почему же наш автопром так и застыл в своём развитии? А зачем ему было развиваться, если к январю 1975 года была достигнута проектная себестоимость ВАЗ-2101 «Жигули» в размере 1 642 рубля 60 копеек, а населению автомобиль во второй половине 1970-х отпускался по цене в 5 605 рублей? Да и то сказать, именно "отпускался" или выделялся. Надо было ещё потомиться несколько ЛЕТ в очереди, получив сначала разрешение(!) на запись в неё. Так что подержанные "Жигули" и прочие авто продавались намного дороже новых! А что да экспорта, то эта статья доходов СССР была далеко не самая важная. Экспорт авто шёл, скорее, ради престижа, чем выручки валюты. В 1982 году Советский Союз продал за рубежом не более 340 тысяч единиц автомототранспорта, что в сумме с комплектующими и оборудованием для сервиса составило только 2,4% от всего советского экспорта.