Осенью 2023 года Анна С. спросила меня о том, а что становится причиной окончания той или иной деятельности с Гришей. Я тогда ответила даже, списав, конечно же всё на Гришины особенности.
Но с тех пор думала, наблюдала и, кажется, что-то поняла.
---
Я не думаю, что прям всё в нашей работе зависит от Гриши. Наоборот, мне кажется, всё зависит от педагога. Но тут и проблема.
Кто педагог?
Педагог - один человек, по совместительству, ещё и мама...
И сейчас могу попытаться сформулировать что именно влияет на работу с Гришей так или иначе.
1. Время.
Когда я писал вот эту статью про "не хочу заниматься со своим ребёнком",
там многие написали, что "ну не так и сложно делать домашку".... так вот тогда я немножко позавидовала.
Потому что нет, не домашку я с Гришей делала и делаю. Чтобы что-то с ним изучать, нужно найти пособие. И нет, не начать работать по нему, а подумать, как его, пособие, можно изменить под Гришу. То есть реально переделать, перепечатать, переформатировать подачу. А на это надо очень много времени.
При том, что чистое время, которое я отдаю Грише, это с 6 до 14 точно, иногда до 16. До 20.00 остаётся 4 часа (в которые надо запихнуть ещё анализ прошедших уроков и редактуру заданий на завтра)... Потому что там я уже спать ложусь.
Да, можно позавидовать, нормальные люди только с работы приходят. Но мы же обо мне, а не о нормальных, работающих людях.
Итак, надо найти время сделать это пособие... Когда?
Я встаю в 4 или в 4:30. Но тут у меня же ж Румпель. И на всё про всё есть час. Если надо, встаю ещё раньше.
И вот, если вдруг хочется сделать 2-3-4-5-6 каких-то пособий, то КОГДА?????
Я не знаю.
Плюс. Я именно занимаюсь с Гришей, не сижу под дверью, не жду, не везу никуда. У меня нет времени в процессе работы с ребёнком отдохнуть от него, подумать о том, как сделать пособие, в момент, когда я с Гришей. Нет... Мой мозг полностью включён в процесс. И нет, тормозить и мечтать о своём не получится. Это стопроцентное включение.
2. Моя нервная система.
Этот пункт я хотела поставить первым, но поняла, что время важнее всего. Если бы времени было больше, то и нервная система страдала меньше, потому что восстанавливалась бы. А так... времени мало и привет.
Что имею ввиду.
Любая деятельность с Гришей имеет свойство трепать нервы вызывать некое напряжение.
Приведу пример.
Наш день начинается с того, что он встаёт, идёт в туалет, застилает кровать.
Зарядка.
Душ.
Завтрак.
Занятия.
Прогулка.
Обед.
Чтение.
И вот каждая из этих деятельностей может отожрать нервов будь здоров. Объясню. Зарядка. Часто это одно и то же. Но периодически я начинаю добавлять новый комплекс, в надежде на что-то. И тут начинается сопротивление и мне нужно сделать так, чтобы выйти с минимальными потерями. Чтобы и упражнения были приняты, и техника была понята.
И вот, если представить, что у меня в запасе 100% нервных клеток на день, то новая зарядка отожрёт процентов 30.
Идём дальше. Душ. Ну тут обычно всё нормально. Но вдруг, человека осенит и он начнёт рассказывать про то, что он воды боится или ещё что. -5% нервов. Мелочь, но потеря.
Завтрак. Обычно всё хорошо. Но вдруг "я не могу!!" и тут выбор, ты или сама всё делаешь, или помнишь, в чём цель приготовления завтрака, идёшь спокойно (-10%) и объясняешь, показываешь с квадратным лицом.
Занятия. Обычно они забирают около 60% всего запаса. Так как именно в занятиях я постоянно что-то пробую новое, в надежде на чудо. Но могу так устать, что начинаем делать что-то однообразное и нервы горят процентов на 30, рутинно так.
Прогулка. Тут есть варианты. Можно просто идти молча. Тогда нервы в порядке. А можно преследовать разные цели, типа пообщаться с Гришей. Тогда есть варианты и потратить можно процентов 10-15. Да... от простой беседы можно пострадать))
Обед. Тоже есть варианты. Могу сама приготовить, а могу преследовать удивительные цели самостоятельности. И тогда всё то же самое.
Чтение. Если кто-то думает, что легко читать с плохо читающим человеком в течении двух часов... то вы ошибаетесь.
---
И вот, значит, обычно я примерно понимаю потери своих нервов (можно назвать это терпением) на всех этапах дня. И к чтению у меня остаётся ровно столько, сколько надо, чтобы спокойно почитать и разойтись.
Но если вдруг... где-то буря ретроградная или ещё что, и Гриша вдруг что-то там решает, типа "зачем мне зарядка" или "ааааааааа, блин не переворачивается", то всё сложнее.
А если и я болею... то сложнее в разы.
---
И, казалось бы, причём здесь вопрос Анны С. о том, почему мы заканчиваем ту или иную деятельность.
А сейчас ответ.
Вот в эту рутину жизни я периодически втыкаю что-то новое, отчётливо понимая, что воткнуть получится только за счёт чего-то другого.
Или, если жить начали сильно мирно, всё стало рутиной, автоматизировалось, можно попробовать что-то эдакое, думаю я.
Вот тогда начинаю что-то новое, загодя готовлюсь как морально, так и материально. И начинаю. И смотрю. На сколько затрачивается и время, и моё терпение. Не страдают ли другие сферы?
Что имею ввиду? Если вдруг начать новый комплекс упражнений на зарядке, который лишит меня на 90% терпения, а такое было. Зарядка вроде как состоялась, и со стороны могло показаться, что и все рады, но, на самом деле, нет. Она состоялась только потому что кто-то сильно постарался, так сильно, что всё... больше сил на день нет. Вообще. Да. То есть, если сейчас, начнётся протест, я сдамся. Типа: я не хочу читать, хорошо, не будем. Просто потому что у меня нет сил для этих чудесных баталий "зачем-затем". И вот в таком состоянии меня очень легко продавить и убрать всю деятельность, и сесть мне не то что на шею, на уши.
И вот, если вдруг такая деятельность у нас появляется, то я, или осознанно убираю почти всё, что мы делали до, понимая зачем эта деятельность, или отказываюсь от неё... ибо цена велика.
---
Добавлю, конечно, что дело не совсем во мне. Есть деятельности, которые Гриша принимает как нормальный человек, и я не нужна. И какое бы у меня ни было состояние, он делает. Я называю такое "автоматизированными" процессами.
---
Так же добавлю. Всё это касается не только занятий, но и жизни.
Если я в норме, то легко использую любой момент, чтобы научить его чему-то, готовить, делать покупки, правильно общаться с окружающими, себя обслуживать.
Но... если я выжата, как лимон, то всё это не важно. Я просто всё делаю за него, потому что это проще. Но... эффективнее ли это?..
Пример. Когда у меня есть силы, я могу в любую дырку втыкать разные случайны рецепты, намекать, обсуждать, предлагать приготовить. И это работает, как САМО собой.
А когда у меня нет сил, то плевать на эти танцы с бубнами, ешь, что хочешь.
---
Вот об этом я думала год, после вопроса Анны С., внимательно за собой наблюдая.
Если бы у меня было больше времени, я бы придумала, как дать Грише то или иное. А главное, я бы могла восстанавливаться.
Но времени нет и использую его так, как могу, балансируя между бытовыми и академическими навыками.
---
Да, возможно, я слабый не ресурсный человек. И есть те, кто и аутиста воспитал, и ещё табун детей, и свой бизнес, и дом, и дача, и три собаки. И это здорово, что такие люди есть. Но я давно поняла, что мне на них не ровняться. Я вот такой человек и мне с собой такой жить.
---
С другой стороны, когда я уезжаю по делам, общаюсь с людьми, решаю множество задач и возвращаюсь домой, то сильно удивляюсь, прошёл день, а я отлично соображаю, не сдыхаю от проделанной работы. Хотя весь день контактировала с людьми и была, наверное, вроде как, в напряжении.
Но нет.
Получается, что... работа с Гришей жрёт в десятки раз больше, чем любая работа, которую я когда либо делала или делаю сейчас. Почему? Хороший вопрос.
---
С другой стороны, есть мнение, что, чтобы в чём-то добиться цели, надо на этом чём-то сосредоточиться. Вот, я сосредоточилась, молодец я.
---
К слову, обдумав вот это всё, я поняла, почему лично меня не то чтобы бесят (уж извините), но не вызывают никакого энтузиазма советы типа "оооо, так вы теперь может и то, и это, и сбоку бантик". Почему бесят? Да потому что я знаю цену этому "вы можете". И нет, это не про просто взять и начать что-то делать. Нет... Это обдумать (когда?), придумать (когда?), сделать (КОГДА?) и начать внедрять (за счёт чего?).
---
Так же кто-то очень наблюдательный может воскликнуть: "Так, чтобы так жить, нужно больше ничего не делать!?"
Да.
Поэтому, когда меня спрашивают о том, как работать с ребёнком так, как Вы, я ничего не отвечаю больше. Потому что ответ, наверное, никак... Если у вас есть ещё дети, то никак. Если есть работа, то никак. Если есть хозяйство, то никак. Если есть родственники, которые из вас душу вынимают, то никак. Никак вообще... Ваша голова будет занята многочисленными процессами (и это естественно). Но в ней не останется места для подумать о том, как то или иное дать альтернативно одарённому ребёнку.
Это не плохо и не хорошо. Это факт. Чтобы думать, нужно время, чтобы делать, нужно время.
Конец.
П.С. Я закрою комментарии к этой статье, потому что мне не хочется
1. Отвечать на вопрос "А зачем так жить?"
2. Отвечать на комментарии "Какая Вы молодец!"
Почему?
Потому что все мы так или иначе молодцы в тех обстоятельствах, в которых находимся.
А философские вопросы о смысле жизни вообще не ко мне.
П.С. 2. Зато теперь буду давать ссылку на эту статью, когда в очередной раз получу вопрос типа "А почему вы не ходите по канату, так хорошо же было, жаль, что бросили..."
Или на совет "надо стараться", всегда можно спросить "за счёт чего стараться будем?" и ссылочку на статью эту дать.
---
С днём знаний!
П.С. 3. Дорогие мои читатели, прошу вас в этот чудный день, 1 сентября, помнить, что нет ничего важнее вас. И какими бы вы ни были, правильными, неправильными, удачными, неудачными, всё равно, нет ничего важнее вас. Берегите себя.