Прошло больше месяца с тех пор, как Настя начала работать. Она старалась быть вежливой, приветливой с покупателями, многие из них оценили это, тоже обращались к ней вежливо, почти всегда вспоминая предыдущего продавца для сравнения в пользу Насти. Она немного привыкла к своему магазину, попыталась навести в нем порядок так, как видела его.
Когда она писала письма родителям, сначала хотела написать все, включая свое настроение, но потом решила смягчить рассказ. Она рассказывала в письмах о работе вообще, не вдаваясь в подробности. Мать писала очень часто, беспокоилась о том, как ей там живется, не обижает ли ее хозяйка.
А Лидия собиралась к сыну. Настя видела, как к ней приходили люди, приносили кое-что, но быстро уходили. Однажды хозяйка, заметив, что Настя увидела приходивших, зашла к ней и сказала:
- Как переживают друзья за Колю! Видишь – идут и идут, гостинцы несут, деньги дают мне на дорогу. Но я не беру: зачем мне? У меня есть свои, пусть немного, но свои. И Коля мне сказал, чтоб я ни у кого ничего не брала. Кстати, написал в письме, чтоб я твою фотографию прихватила. Я ж написала ему, что квартирантку приняла, красивую девочку, так он попросил привезти твою фотографию. Есть у тебя такая? Дай мне!
Настя растерялась. Она не ожидала, во-первых, такого внимания от Николая, а во-вторых, - почему она должна давать свою фотографию? Лидия ведь почти требует, не просит. Она растерялась.
- Я не знаю, я давно не фотографировалась…
- Ничего, покажи свой альбом, я сама выберу.
Настя нехотя подала ей свой альбом. Она ругала себя за мягкость, но не отказала хозяйке. Лидия сосредоточенно листала альбом, иногда спрашивая, кто это изображен и какое отношение имеет Насте. Наткнувшись на фотографию Андрея, Лидия долго рассматривала ее, прочитала надпись на обороте, потом спросила:
— Это твой парень?
- Нет, это мой друг. Он уже женился, живет далеко в Сибири.
- А у тебя что, не было парня? Никогда не поверю! Покажи мне его!
Насте некого было показывать: фотографии Космачева она все выбросила, а другого не было. Поэтому она уверенно сказала:
- У меня нет парня!
Лидия странно посмотрела на девушку, не веря ее словам. Неужели до восемнадцати лет она ни с кем не встречалась? Такая симпатичная – что-то тут не так! Она выбрала фотографию, где Настя была снята в полный рост в своем любимом платье.
— Вот эту я возьму! – сказала Лидия, и Настю снова покоробил тон: она не просила, а сообщала.
Настя совсем не хотела, чтобы Лидия везла ее фото сыну. Почему-то она уже боялась его, хотя еще не видела. Конечно, в этом большую роль сыграл Женя, с которым Настя иногда встречалась. Она не могла ответить даже себе, как она относится к нему. Ей льстило, что такой серьезный, такой взрослый парень влюбился в нее, но она не могла ответить ему тем же. Иногда ей казалось, что она тоже любит его, но в другой раз она думала, что никакой любви она не испытывает к нему, просто он хороший человек и ей легко с ним. Встречались они нечасто – то у него служба, то она устала…
Однажды Женя хотел поцеловать ее, но Настя увернулась от его поцелуя, а на его вопрос, почему она не хочет этого, ответила, что боится: а вдруг это не настоящее, а просто ему показалось… Настя не знала, что этим она еще больше понравилась ему. Он подумал, что она очень серьезный человек, не желающий размениваться по пустякам, что она хочет убедиться в своих чувствах и только потом позволить себе все остальное…
Однажды к магазину, где работала Настя, подъехала черная «Волга». Из нее вышел грузный мужчина в светлом костюме и направился в магазин. Настя встретила его внимательным взглядом, и когда он подошел к прилавку, вежливо спросила:
- Вы что-то хотите? Вам помочь?
Правда, рассмотрев посетителя, она поняла, что вряд ли он станет покупать лопату или побелку и с интересом ждала, что он скажет.
- Ну, как работается? Тебя как зовут?
- Настя.
- Давно работаешь?
- Второй месяц.
-Как с планом дела?
- Выполняю…
Мужчина прошел по магазину, рассмотрел витрину, заглянул в уголки.
- Ну что, все у тебя в порядке, смотрю, помещение содержишь в чистоте, товар разложен как надо.
Настя молчала. Она понимала, что это какой-то начальник, но то кто он – понятия не имела.
Он подошел совсем близко, всмотрелся в лицо Насти, провел ладонью по ее щеке. Этот жест удивил и испугал ее, и она инстинктивно отклонила лицо.
- Ну-ну, не пугайся, я начальник торговли района, зовут меня Александр Ильич. Хочешь работать хорошем магазине, в универмаге, например?
Настя кивнула, все еще не очень понимая, что происходит.
- А мне доложили, что в этом магазине работает новый продавец – красавица, вежливая, тактичная, внимательная. Дай, думаю, посмотрю на такое чудо: где ж такую взяли? Вижу - не соврали. Ну что, Настя, будем дружить?
Настя пожала плечами, во все глаза глядя на начальника.
- Завтра после обеда придешь ко мне в кабинет, знаешь, где райисполком? Кабинет шестьдесят три, на третьем этаже. Внизу скажешь, что тебя вызвали.
- А как же магазин? – наконец обрела дар речи Настя.
- Напишешь, что закрыт по техническим причинам. Ну, до встречи, Настя! – многозначительно закончил свою речь начальник.
О вышел, сел в машину и уехал. До Насти, наконец дошло, что это был главный районный начальник торговли и что ей предложили работать в универмаге! Радость нахлынула на нее такой волной, что она даже покружилась на месте! Наконец! Она сможет написать родителям и Светке, что она будет работать, как и дома, в главном магазине района. Нужно еще к тетке съездить, а то она давно уже не была у нее. Наверное, в выходной поедет, поможет ей прополоть огород.
Вечером она рассказала Жене о приезде начальника и о перспективе работать в универмаге. Однако он почему-то не очень порадовался за нее. Он только усмехнулся и сказал:
- Не радуйся раньше времени! Ты ведь еще не знаешь, чем будешь расплачиваться за свое назначение.