Найти тему
The art of Psy

Нарушение понимания эмоций или "алекситимия"

В классических и современных исследованиях эмоций показано, что непонимание собственных эмоций ведет к усилению их интенсивности или неадекватному выражению (S Penza-Clyv, Parkes K. R., Luminet). Кроме того, дефицит распознавания своих эмоциональных состояний связан с развитием психосоматических расстройств.

Для описания наиболее патологических случаев непонимания собственного эмоционального мира в арсенале специалистов по ментальному здоровью есть такое страшное слово - алекситимия. Оно греческого происхождения (ἀ- — приставка означающая отрицание, отсутствие чего-либо; λέξις ("лексис") — слово, название; θυμός ("тимос") — чувство = буквально «без слов для чувств»).

В 1973 году американский психиатр, профессор Питер Сифнеос из Гарварда пишет статью "Преобладание "алекситимических" характеристик у психосоматических пациентов". В этой статье на основании своего многолетнего клинического опыта наблюдения за пациентами с трудностями понимания эмоций он обосновал концепцию алекситимии.

Признаки алекситимии проявляются в слабо развитой способности (или, в тяжелых случаях, полной неспособности) к ...

  • пониманию эмоций и чувств других людей
  • пониманию собственных эмоцоиональных состояний и чувств
  • называнию собственных эмоций и чувств словами
  • различению одних эмоций от других (в легких случаях алекситимии)
  • выражению эмоций с помощью слов, мимики, жестов и пониманию и пониманию этих эмоций у других (исследования Gryneberg)
  • к эмпатии (т.е. сопереживанию другим людям)
  • недостаточное развитие когнитивных функций - неразвитая способность к воображению, фантазированию, а также трудности абстрактного мышления - преобладает конкретный способ мышления

Как внешне проявляется алекситимия?

  • поскольку "эмоциональны словарь" не развит, то логично, что и в речи отсутствуют или существенно обеднено описание внутренних переживаний, состояний (собственных или других людей)
  • в поведении - эмоциональная тусклость, слабая нюансированность эмоционального экспрессивного рерпертуара
  • также недостаточность регуляции собственного поведения в виде склонности к импульсивности
  • трудности в установлении социальных контактов
  • наличие психосоматических заболеваний (в результате накопления психоэмоционального напряжения)
  • трудности в сексуальной сфере

А теперь соберем все это в единую картину и выстроим связи. У "алекситимиков" в психике отсутствует или слабо развита система образов-представлений о том, как переживаются разные эмоциональные состояния, как внешне (на уровне мимики, пантомимики, поведения и т.д.) они выражаются. В психике нет соответствующего словесного обозначения для этого образа-представления. Таким образом, эмоциональные реакции, процессы и состояния никак не регистрируются психикой, не выделяются как значимое событие, им не присваивается словесное значение. Субъективно для алекситимика их просто нет! Отсюда и слепота к собственным эмоциональным феноменам и проявлениям эмоций у других, а также отсутствие эмпатии. При чем тут фантазирование и воображение, возможно, удивится читатель! Дело в том, что воображение это психическая функция внутреннего ментального моделирования нашей психикой всего того, что мы видим снаружи. Для того, чтобы понять состояние другого - необходим навык, умение смоделировать образ эмоционального состояния другого в своей психике. Именно из-за неразвитости этой функции не происходит формирования, так сказать, библиотеки образов-представлений с иллюстрациями и словарем эмоциональных процессов.

Наконец, о психосамтике. Почему алкеситимики статистически чаще страдают психосоматическими расстройствами? Дело в том, что любая эмоция сопровождается физиологическими и нейрохимическими процессами. Любая негативная эмоция требует разрядки, отреагирования для восстановления равновесия в организме. Названная, осознаваемая эмоция проживается менее интенсивно и быстрее уходит. Алекситимик, в отличие от большинства людей, которые худо-бедно способны приходить в равновесие, такой возможности не имеет. В результате систематического накопления эмоционального напряжения, сопровождающего выбросом избытка гормонов (в частности, гормона стресса кортизола, а также адреналина), организм испытывает на себе токсическое их воздействие, что ведет к нарушению работы органов различных систем (в зависимости от того, какой орган наиболее уязвим у данного человека).

Разумеется, алекситимия может быть разной степени выраженности и индивидуальные способности к пониманию и называнию эмоций варьируется. По меньшей мере, при алекситимии незатронутым оказывается понимание знака эмоции - они способны определить, положительную или отрицательную эмоцию испытывает он сам или собеседник. Обозначать такую эмоцию алекситимик, скорее всего, будет с помощью общих слов "хорошо/плохо/приятно/неприятно".

Что способствует развитию алекситимии?

Семейные факторы

- семейная среда, неадекватное родительское (или замещающих фигур) воспитание:

- малоэмоциональные родители (ребенок не видит достаточно примеров эмоционального реагирования - не формируются образы, связи между ними)

- жесткий запрет на проявление эмоций ("Не ной/мальчики не плачут/не надувай губы/чего скуксилась/веди себя прилично и т.д.") - в результате сильно затрудняется развитие собственного репертуара выражения эмоций телесно, в поведении

- обесценивание эмоционального опыта ребенка - те же следствия, что и в предыдущем пункте

Социальные факторы

  • ребенок, лишенный нормального развития в семье сталкивается с трудностями в установлении близких дружеских отношений вне дома, как правило, получая негативную обратную связь о себе, становясь объектом отверженная, насмешек и т.д.
  • в результате ребенок вторично может лишиться возможности компенсировать свой дефицит в среде сверстников; при благополучной социализации есть шанс, что ребенок будет "добирать" недостающие навыки в более развивающей среде (при условии удачной социализации в группе)

Медицинские факторы

  • органические поражения головного мозга (нарушено формирование опыта - мозг плохо удерживает поступающую информацию)
  • хронические заболевания (ребенок получает гиперопеку,
  • эмоционально-волевые нарушения (гиперактивность, дефицит внимания,)

Данные нейровизуализации говорят о сниженной активности различных отделов мозга, включенных в эмоциональные процессы

  • в передней части поясной извилины
  • снижена активность левой лобной коры (дорсолатеральной префронтальной)
  • мозжечка (дорсолатеральные отделы)

Гендерные различия

В научной литературе много противоречивой информации относительно различий проявления алекситимии у мужчин и женщин. Однако, абсолютное большинство публикаций за последние пару десятилетий указывают на то, что у мужчин алекситимия более выражена (Levant, Li, Luminet). Ronald F. Levant, ведущий мировой эксперт в этом вопросе, бывший президент Американской психологической ассоциации в 1992 предложил термин "нормативная алекситимия у мужчин" - субклиническая форма алекситимии, обнаруженная у мальчиков и мужчин, сформированная в результате воспитания в соответствии с традиционными "мужскими" нормами, в которых подчеркивается жесткость, работа в команде, стоицизм и дух соревновательности. Такое сочетание маскулинных характеристик препятствуют развитию у мальчиков/мужчин способности к выражению эмоций, поскольку такая развитая эмоциональность расценивается как слабость и уязвимость.

Диагнстика алекситимии

В арсенале клиницистов существует множество способов оценки алекситимии.

1) Клиническая беседа, наблюдение. В ходе специальным образом построенной беседы специалист отмечает

- наблюдает за самоописанием пациента, отмечает выраженные затруднения использования рефлексии собственных ментальных состояний

- обращает внимание на мимику, пантомимику

2) Клинические опросники

  • Торонтская шкала алекситимии (Toronto Alexithymia Scale - TAS, 1985), в России используется адаптированная русскоязычная версия TAS-20
  • Опросник алекситимии Бермонда-Ворста (Bermond-Vorst Alexithymia Questionnaire, BVAQ, 1998), русскоязычная адаптация состоит из 40 вопросов
  • Пертский опросник алекситимии (Perth Alexithymia Questionnaire, PAQ, 2018)

Преодоление алекситимии

Откровенно говоря, мне трудно себе представить ситуацию, когда человек вдруг обратился бы к психологу с запросом на преодоление алекситимии. Вероятнее всего, что проблема вскроется в рамках работы с психологом, к которому клиент обратиться в связи более общей проблемой (например, трудности в общении с людьми, тревогой, депрессивными переживаниями и т.д.).

Другой момент состоит в том, что работающий с таким человеком специалист не будет выносить это наблюдение на обсуждение (Представляю себе психолога: "У вас алекситимия! Поздравляю сердечно! Давайте скорее над ней работать!"). Такое сообщение скорее всего вызовет сопротивление, недоумение, тревогу, желание сбежать из терапии. Для алекситимика это, скорее всего, естественное состояние - он всегда жил в своем алекситимичном мире и для него неочевидна необходимость над этим работать! Поэтому, как правило, над проблемой работают попутно в рамках других запросов. Работа с алекситимическим дефицитом строится в логике "проживания" того, чего лишили в ранние годы в семье. В каком-то смысле, психолог закрывает дефициты родительского воспитания.

В ходе работы с проблемой алекситимии психолог фокусируется на контакте с эмоциями:

  • побуждает человека выражать разные эмоции, всячески поощряет это
  • дает безоценочную обратную связь
  • обращает внимание на выражение эмоций и их внешние проявления у себя и других людей
  • подсвечивает и закрепляет взаимосвязь между состоянием - внешними физиологическими и поведенческими проявлениями
  • дает бесценный опыт называния - вербального обозначения эмоциональным состояниям и процессам.