Найти тему
Разговоры за хого

Второе глобальное: лекция Дмитрия Комма о китайском кино

Итак, уважаемые читатели, фестиваль китайского кино в городе на Неве начинается уже сегодня, 7 сентября. А незадолго до открытия, 3 сентября, в библиотеке имени В. В. Маяковского на Фонтанке 44 состоялась лекция кинокритика Дмитрия Комма под названием "Второе глобальное: жанры китайского кино". Я помню, что когда опубликовала анонс фестиваля, некоторые читатели из других городов заинтересовались лекцией и просили рассказать, о чем будет идти речь. Так что публикую краткий отчёт.

Но сначала немного о лекторе - он же организатор и программный директор фестиваля. Дмитрий Евгеньевич Комм - петербургский журналист-кинокритик, автор журнала "Искусство кино", редактор отдела кино издательского дома "Медиа-Пресс", преподаватель факультета свободных искусств и наук СПбГУ. Область его интересов - жанровое кино, в частности, киноиндустрия Гонконга. Является автором двух книг: "Формулы страха: введение в историю и теорию фильмов ужасов" и "Гонконг: город, где живёт кино". Я, наверное, не ошибусь, если скажу, что Дмитрий Евгеньевич - ведущий специалист по гонконгскому жанровому кино в России.

Лекция
Лекция

Наступающая эпоха расцвета материкового китайского кино тоже не могла не привлечь его внимание, хотя бы потому, что с 1997 года Гонконг является частью КНР. Однако материковые деятели кино и сами совершили в последнее время колоссальный рывок, так что сейчас уважаемый кинокритик старается познакомить российского зрителя с их достижениями. Я уже публиковала пост со ссылкой на одну из его статей - если кто-то не читал, вот, посмотрите:

Изначально его статьи привлекли моё внимание очень аргументированной, объективной, профессиональной оценкой китайского кино - ничего подобного я не читала ни у киноблогеров, ни даже у профессиональных критиков. Он один из немногих пока у нас людей, которые занимаются популяризацией современного китайского кино. Поэтому его лекцию я не могла пропустить.

"Сто ярдов" - один из фильмов, которые будут представлены на фестивале
"Сто ярдов" - один из фильмов, которые будут представлены на фестивале

Начал лектор с объяснения смысла названия лекции: почему "второе глобальное"? Оказывается, китайское кино сейчас единственное, которое может претендовать на статус глобального - после Голливуда. Так что "второе глобальное" - это уже практически признанный статус. Современное китайское кино может похвастаться огромным разнообразием жанров - это и традиционные фильмы о боевых искусствах, и детективы, и триллеры, и комедии, и многое другое. Фильмы китайского производства регулярно становятся лидерами мирового проката: совокупные сборы кинотеатров в Китае практически равны сборам США и Канады вместе взятых. И делают эти сборы именно китайские фильмы, а не голливудские блокбастеры! А ведь ещё в начале двухтысячных вся первая десятка фильмов- лидеров проката в Китае состояла из картин голливудских студий. Но к началу 20-х годов ситуация в корне изменилась. Теперь голливудское кино у них редко попадает в первую десятку, а уж в тройку - так вообще никогда. Китайцы обходятся исключительно своей кинопродукцией.

"Битва на озере" - самый кассовый фильм в истории китайского кино
"Битва на озере" - самый кассовый фильм в истории китайского кино

Как же китайское кинопроизводство достигло такого уровня? Тут уважаемый лектор сделал экскурс в историю. Первый "расцвет" китайского кино пришёлся на 20-е - 30-е годы ХХ века, и центром кинопроизводства тогда был Шанхай. Там снималось множество фильмов, были свои яркие кинозвёзды, но во время войны с Японией кинопроизводство пришло в упадок, практически все фильмы пропали, а многие деятели кино покинули Шанхай в поисках лучших условий. Там, куда они приезжали, они начинали снимать кино. Так зародились три направления китайского кино середины ХХ века: гонконгское, китайское материковое и тайваньское. Самую большую известность среди этих трёх киноиндустрий получила гонконгская, поскольку гонконгское кино было на 100% коммерческим, оно никогда не получало финансирования ни от каких властей, а значит, имело полную свободу самовыражения.

"Доспехи Бога" - легендарный гонконгский боевик 1986 года с Джеки Чаном
"Доспехи Бога" - легендарный гонконгский боевик 1986 года с Джеки Чаном

В отличие от материкового и тайваньского кино, развитие которых сильно сдерживалось авторитарными режимами, гонконгское кино 60-х - 80-х расцвело пышным цветом. Территория в населением всего лишь 6 млн человек вскоре заняла третье место в мире по объёмам кинопроизводства после США и Индии и второе место по кинопрокату. Ведущим жанром гонконгского кино стали фильмы о боевых искусствах (уся), активно снимались и детективы, и прочее жанровое кино. Бюджеты фильмов зачастую были совсем небольшими, но, как отмечает критик, это давало создателям фильмов свободу: им не нужно было оглядываться на продюсеров и спонсоров, не нужно было бояться, что фильм не окупится в прокате, поэтому они снимали, как хотели, и вскоре их боевики стали эталоном жанра во всём мире. В 90-е годы ХХ века режиссёры Голливуда обратили внимание на гонконгское кино, начали снимать римейки азиатских хитов и активно заимствовать техники боевой хореографии. Хореографы-постановщики боев из Гонконга принимали участие в создании множества голливудских хитов того времени, включая, например, "Матрицу" и "Убить Билла".

Эта боевая хореография родом из Гонконга
Эта боевая хореография родом из Гонконга

Но с 1997 года Гонконг вошёл в состав Китайской народной республики, и тут начался новый этап развития китайской киноиндустрии - теперь уже совместной. Хотя гонконгским режиссёрам поначалу трудно было вписаться в культурный контекст КНР, сейчас уже можно сказать, что слияние двух киноиндустрий прошло успешно. Да, в КНР в последней четверти XX века тоже сформировалась достойная киноиндустрия, возглавили которую выдающиеся режиссёры так называемого "пятого поколения" Чжан Имоу, Чэнь Кайгэ и другие. Это были режиссёры, прошедшие суровую школу "культурной революции", и их раннее творчество (80-90-е годы ХХ века) было в основном посвящено этой тематике. Эти фильмы имели успех на западных кинофестивалях, однако практически до конца ХХ века кино материкового Китая оставалось для мировой аудитории неким "заповедником" (как выразился уважаемый критик), благодаря которому западный зритель мог познакомиться с жизнью этой экзотической страны.

"Красный гаолян" - фильм Чжан Имоу, 1987 год
"Красный гаолян" - фильм Чжан Имоу, 1987 год

Начало ХХI века ознаменовалось выходом трёх масштабных блокбастеров жанра уся на мировую арену. Один из них снял тайваньский режиссёр Энг Ли - это "Крадущийся тигр, затаившийся дракон". А два других - Чжан Имоу: "Герой" и "Дом летающих кинжалов". Эти картины показали, что китайские режиссёры вполне способны освоить высокий бюджет. Но, по мнению Дмитрия Евгеньевича, решающим фактором в трансформации китайского кино стало изменение порядка финансирования. С 2002 года все киностудии Китая работают по принципу самоокупаемости, государство финансирует только единичные проекты, посвящённые памятным и торжественным датам. Более 90% выходящих в Китае фильмов выпускаются студиями, работающими на коммерческой основе, не получающими ни юаня из государственного бюджета. Крупнейшие китайские киностудии принадлежат частным предпринимателям. Это "Bona Film", "Wanda Pictures", "Alibaba Pictures" и другие. Некоторые китайские бизнесмены финансируют и голливудское кино и даже являются совладельцами голливудских киностудий, так что две глобальные киноиндустрии переплетены гораздо теснее, чем мы думаем.

"Герой" - фильм Чжан Имоу, 2002 год
"Герой" - фильм Чжан Имоу, 2002 год

И ещё одно качество китайских режиссёров, которое позволило им в кратчайшие сроки выйти на мировой уровень, - это их поразительная обучаемость. С тех пор как китайская киноиндустрия получила относительную свободу самовыражения, перейдя на коммерческие рельсы, их режиссёры сумели адаптировать огромное количество идей и приёмов мирового кинематографа, креативно переработать их и сделать частью собственного национального стиля. И даже печально знаменитая китайская цензура не стала препятствием для творчества режиссёров. Здесь уважаемый критик привёл в качестве примера специфически китайский жанр - "психоаналитический триллер", который отпочковался от традиционного жанра "мистика и ужасы" исключительно по причине того, что мистика, особенно западного образца, цензурой не одобряется. Режиссёры нашли отличный выход из положения: после наполненного мистикой действия стали добавлять сцены сеанса у психоаналитика, где разъяснялось, что всё показанное - плод воображения или сны пациента. Так и создали новый жанр.

"Слепой меч 2" - один из фильмов, которые будут представлены на фестивале
"Слепой меч 2" - один из фильмов, которые будут представлены на фестивале

Но и традиционные жанры активно развиваются в современном китайском кино. Жанр уся получил более реалистичное переосмысление в творчестве таких режиссёров, как Ян Бинцзя и Сюй Хаофэн, чьи фильмы вошли в программу нынешнего кинофестиваля.Очень популярно также криминальное кино, затрагивающее острые социальные проблемы - например, картины "Лучшие дни" (о школьном буллинге) и "Ставок больше нет" (о подпольных интернет-казино) стали лидерами проката и фаворитами престижных премий. Согласно опросу, проведённому в 2021 году, китайские кинозрители предпочитают реалистичное кино, в котором поднимаются серьёзные, социально значимые вопросы. Возможно, ещё и поэтому голливудские сказки про "сверхлюдей" и прочих фантастических существ у них потеряли популярность, а вместо них зрители смотрят картины о борьбе с наркотиками, мошенниками и прочим криминалом - или фильмы про обычных людей, таких же, как они. Одним из главных достоинств современного китайского кино Дмитрий Комм считает то, что оно не утратило интерес к человеку. И с этим трудно не согласиться.

"Ставок больше нет" - один из лидеров проката прошлого года, поднимающий остросоциальные проблемы
"Ставок больше нет" - один из лидеров проката прошлого года, поднимающий остросоциальные проблемы

На этом примерно и закончилась основная часть лекции, а потом наступила очередь вопросов. Надо сказать, аудитория пришла очень активная, вопросов было много. Я тоже задала вопрос - на тему, которая давно меня беспокоит. Мне хотелось узнать мнение уважаемого кинокритика о том, каковы перспективы китайского кино в нашей стране и что можно сделать для того, чтобы хотя бы те немногочисленные картины, которые привозят наши смелые прокатчики, получали больше рекламы. Он ответил, что это вопрос серьёзный и, по всей видимости, его он тоже беспокоит, но, вероятно, быстрого решения тут нет. По крайней мере, лично он делает то, что может, для популяризации китайского кино в нашей стране, организуя ежегодные фестивали. И это уже прекрасно!

А мне всё-таки кажется, что это вопрос времени. Не может настолько мощная киноиндустрия долго оставаться незамеченной нашими зрителями. Ведь многие китайские проекты сейчас на самом деле не хуже, а то и лучше голливудских. Например, практически все поклонники оригинального романа признают, что китайская экранизация "Задачи трёх тел" гораздо удачнее нетфликсовской. И полнометражное кино, возможно, вскоре будет чаще появляться в нашем прокате, а пока у нас есть возможность ознакомиться с интересными его образцами на фестивальных показах. Напомню, фестиваль будет проходить с конца этой недели в трёх городах: Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Не пропустите!

В общем, надеюсь, я ничего не перепутала и правильно донесла идеи кинокритика. У меня совершенно такое же впечатление от современного китайского кино, так что местами я не сильно задумывалась, чьи мысли пересказываю, его или свои. Но основные факты, кажется, рассказала. Что думаете? Жду комментариев!