В моей статье о регулировании эмоций я пыталась донести насколько эти самые эмоции, а точнее понимание и проживание их, важны в жизни каждого человека. Очень рекомендую к прочтению...
А если уже читали, то дальше вам будет проще воспринимать написанное).
Эмоции это важная часть психики человека. Они являются индикатором нашего состояния, того что нам нравится, а что не по душе.. Нет позитивных и негативных эмоций! Я их называю "легкие", которые мы всегда рады испытывать и "тяжелые", которые вызывают дискомфорт..
Все эмоции нужны и важны.
Эмоции и наше физическое тело неразрывно связаны друг с другом, т.к. любой эмоциональный сдвиг мы ощущаем где-то в теле.
Например, когда человек злится, то эту эмоцию он может ощутить где-то в груди, учащается дыхание, сжимаются кулаки, изменяется мимика лица и т.д. Радость обычно разливается по всему телу, появляется улыбка, походка становится легче. Через тело проходит каждая эмоция! Важно это замечать!
Когда человек хорошо чувствует свои состояния и дает им быть, т.е. проживает каждую эмоцию, то она уходит, это касается и легких эмоций (радость, эйфория, удовольствие и др), и тяжелых (гнев, обида, печаль и др.).
А если человек не чувствует себя, свое тело, не понимает своих состояний, то может происходить следующее: тяжелая эмоция ему будет казаться чем-то негативным и это понятно, ведь она доставляет дискомфорт телу и нелегкие внутренние переживания и ему будет хотеться избавиться от этого состояния, не чувствовать то, что он чувствует, например, обиду.. Тогда эта обида, не находя выхода из тела, ведь она не прожита, будет в нем застревать.
Так формируются эмоциональные блоки, которые, укрепляясь из раза в раз в жизненном опыте, будут мешать человеку полноценно жить, адаптивно воспринимать окружающую среду (события и людей) и возможно даже приводить с психосоматическим заболеваниям тела.
Поэтому очень важно с раннего детства развивать эмоциональный интеллект у своих детей.
Эмоциональный интеллект- навык понимания эмоций, желаний, намерений своих и окружающих, а так же способность регулировать свои эмоции и эмоции других людей
А если это навык, то ему можно научиться и научить!
Контейнирование эмоций
Эта техника поможет родителю эмпатично присоединиться к ребенку, когда тот испытывает тяжелую для него эмоцию и объяснить что с ним происходит.
Т.е. родитель будет выступать контейнером для тяжелых детских переживаний: он будет в себя вмещать слезы, крики, истерики, перерабатывать в себе и затем называть ребенку его эмоцию, знакомить его с ней.
Этапы контейнирования:
1. Эмпатично присоединяемся к ребенку- обнимаем, держим за руку, сажаем на колени или, если ребенок, охваченный сильным аффектом, не хочет, чтобы к нему прикасались, то просто находимся рядом, показывая тем самым, что в любой момент вы готовы быть ему опорой.
2. Называем эмоцию (если ребенок в сильном аффекте ожидаем его успокоения, чтобы он смог воспринимать информацию): "Я вижу как ты сейчас расстроен/злишься/обижен"
3. Связываем эмоцию с ситуацией: "Ты обиделся, потому что я не дала тебе конфету?!"..
4. Принимаем эмоцию: "Я тебя понимаю, ведь ты так хотел эту конфетку..."
Важно оставлять ребенка в границах дозволенного и объяснять почему произошло событие, которое повлекло текущий эмоциональный сдвиг.
Например: "Но ведь ты знаешь правила в нашем доме: конфетки мы получаем только после еды..".
Так же не мало важно предлагать ребенку решение или совместно найти выход из сложившейся ситуации, а так же рассмотреть возможные стратегии поведения, которые помогут в следующий раз избежать ситуации, вызвавшей тяжелую эмоцию.
Так, шаг за шагом, ребенок приобретет важный навык- чувствовать и проживать свои эмоции, регулировать их и уметь с ними обходиться.
Пусть проживание любой тяжелой эмоции будет нормой в каждой семье!
С любовью к вам и вашим детям🤍