В нашем Университете есть такой предмет. Долго велись споры о том, какие книги включать в список для обязательного прочтения, кто должен читать этот курс студентам, особенно возмущались филологи и искусствоведы, потому что невозможно придумать идеальный список для прочтения, не поможет тут ни голосование, ни авторитетное вмешательство. На сайте МГПУ можно найти рекомендованный список Великих книг, который был выбран общим голосованием преподавателей и студентов. Конечно, и он вызвал много споров.
Я глубоко убеждена, что этот курс должны читать философы. Ведь книга – это мудрость, запечатленная в знаках. Не случайно древние называли библиотеку – «аптекой для души», поскольку они верили, что книги, как лекарства делают сильным ум человека, облагораживают его душу. Помочь людям увидеть прекрасное в обыденном – один из методов библиотерапии. С помощью хорошей книги можно помочь людям обрести уверенность в том, что жизнь изначально прекрасна, а счастье вполне достижимо.
Книга как форма хранения, передачи и воспроизводства информации посредством фиксации текстового и иллюстративного материала на различных материальных носителях (в совр. эпоху – и в электронном виде). Книга – это еще и опыт человечества.
«Великие книги» – это продолжение школьной дисциплины «Письмо и мышление», целью которых является формирование первичных навыков аналитической работы с текстовыми и другими источниками. Этот курс способствует выработке критического мышления для дальнейшего освоения научных знаний. Именно философы должны научить студентов черпать знания из книги.
Наши современные студенты охотнее доверяют коуч-инструкторам и интернету. Совсем недавно большой популярностью пользовалась книга П. Байяра о том, как быть интересным собеседником.
Возникает вопрос «Читать книги или рассуждать о них?».
Идея проекта «Великие книги» зародилась в Чикагском университете. Президент университета Роберт Хатчинс в соавторстве с Мортимером Адлером разработали курс, предназначенный для заполнения пробелов в образовании по трудам выдающихся западных мыслителей за последние три тысячелетия. Появилась новая энциклопедия знаний, как когда-то во Франции Дидро выступил инициатором жанра Энциклопедии, с целью ликвидировать культурную безграмотность. Родился лозунг:
Весь этот проект был способом борьбы с всеобщим злом «не чтения». Как только появились визуальные носители информации, резко упал интерес к книге. Сейчас наши школьники и студенты не читают художественной литературы, сдают экзамены по «чужим» шпаргалкам. Здесь я не буду рассуждать о проблеме, которая широко освещена в СМИ. Действительно, это общемировая тенденция, обусловленная глобализацией СМИ и бурным развитием индустрии развлечений. Они вытесняют чтение как престижный источник получения информации и как приятную форму досуга. Падает грамотность, бедным становится язык, дискретным мышление.
Поэтому курс «Великие книги» – это не вольный пересказ творений мастеров, – это опыт обращения с источником знаний.
На мой взгляд, начинать нужно с сакральных текстов мировых культур: Тора, Библия, Коран.
Постигать Великие книги нужно в хронологическом порядке. Для того чтобы понять труды Ньютона и Галилея, нужно прочитать Евклида, а всё это поможет освоить Фарадея и Эйнштейна. Чтобы понять Достоевского и Сэлинджера, нужно знать прецедентные тексты культуры, уметь считывать реминисценции, понимать аллюзии.
Вот, например, Л.Н. Толстой говорит о жанре своего романа:
«Это не роман, ещё менее поэма, ещё менее историческая хроника. „Война и мир“ есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось. Без ложной скромности – это как „Илиада“». И многие школьники не понимают, о чем говорит писатель. ЕГЭ учит, что так автор определил жанр, но это лишь маленькая составляющая айсберга смысла.
Просматривая Рабочие программы этого курса в других университетах, я нашла включение Библии в учебный поурочный план:
Библия как великая книга. Ветхий завет и Новый завет.
1. Самая тиражная книга в истории человечества.
2. Библия и мировые религии.
3. Библия в культуре и искусстве.
4. Структура Библии.
5. Ветхий завет. Исторические и пророческие книги. Вопрос авторства и датировки.
6. Новый завет. Евангелие, Деяния апостолов, Послания апостолов, Апокалипсис.
Вопрос авторства и датировки. Христианство — новая эра.
7. Книга Иова. Взаимоотношения Бога и человека. Справедливость и
несправедливость. Благочестие и ропот. Дар и заслуги.
8. Книга Ионы пророка. Взаимоотношения Бога и человека. Судьба пророка.
Покаяние и милосердие.
9. Нагорная проповедь. Заповеди блаженств. Притчи. Обличение лицемерия. «Отче
наш» как молитва Господня.
Конечно, мои рассуждения – это не руководство к действию, убеждена, не столько книги писателей нужно включать в план занятий, сколько труды по мироустройству: «Государство» Платона, «Феноменология духа» Гегеля, «Капитал» Маркса, «Бытие и ничто» Сартра.
Не случайно по всему миру стали устанавливать памятники книгам. С уходом эпохи Гуттенберга, мы уже сами отказываемся от книг. Нацисты сжигали книги, которые пробуждали ум и совесть человека, а мы теперь сами их убираем из своих квартир. Ни в одном современном дизайнерском решении вы не встретите книжных шкафов. Полки с книгами сохранились только у ученых и учителей.
Великие книги — самые читаемые, самые цитируемые. Не популярные — популярность может быстро сойти на нет. Это книги, к которым люди обращаются снова и снова. Это также самые обсуждаемые книги. Они адресованы широкой аудитории, а не специалистам. Они посвящены проблемам, касающимся всех. Поэтому они интересны и доступны для всех, кто готов приложить усилия. Они лучше всего учат и углубляют понимание.
Они всегда современны, потому что главные темы и идеи, интересующие человека, остаются неизменными во все времена. Даже научные книги не устаревают с новыми открытиями. Новое знание тоже должно базироваться на традиции.
Художественные книги к тому же дают возможность множественных интерпретаций на разных уровнях смысла. Поэтому они неисчерпаемы.
Советую прочитать:
- Почему наше будущее зависит от чтения? | Институт культуры и искусств МГПУ | Дзен
Ирина Мурзак
филолог, литературовед, театровед
доцент Департамента СКД и Сценических искусств, руководитель программы "Театральное искусство, медиакоммуникации в креативных индустриях" ИКИ МГПУ