Помню, меня часто спрашивали после редакционных летучек: как вам удаётся из партсобрания, на котором все демонстративно спали, а некоторые - даже храпели, сделать яркий, достойный первой газетной полосы, фоторепортаж?!
- Не знаю... Просто не спал, а работал! - разводил я руками.
Ну ведь правда, ребята!.. Если любишь свою работу, а не просто задумываешься о рекомендательных алгоритмах Дзена и о том, как они растут, словно клопы на стероидах - всё у вас получится, будете в тренде!.. Или где вы там хотите быть?..
Вот только один пример: пригласили меня снять творческую встречу деятелей театра и кино, освящённую удивительному человеку, лучшему театральному директору Москвы Николаю Лукьяновичу Дупаку.
Именно ему, а не Юрию Любимову, обязан Театр на Таганке своим появлением и существованием!.. Он его построил в прямом и в переносном смысле - от кирпича к кирпичу, от имени к имени... Ему обязаны своим появлением в Театре на Таганке и Владимир Высоцкий, и Вениамин Смехов, и Алла Демидова...
А потом пришло время, когда его перестали пропускать на проходной в здание родного театра: молодые вахтёрши не знали в лицо 100-летнего бывшего директора театра.
...Николай Лукьянович Дупак принципиально, чтобы не использовать служебное положение, навсегда отказался от ролей в спектаклях Театра на Таганке. В кино продолжал работать, снявшись в десятках кинофильмов. Но в наши дни барышни в кино видимо, не ходят...
В январе 1977 из-за конфликта с Юрием Любимовым, Николай Дупак из театра уходит. Будучи ветераном войны, трижды тяжело раненым на фронте, он занял должность директора Театра на Малой Бронной, где за год с небольшим построил Малую сцену для Михаила Козакова, сделал капитальный ремонт основных помещений, смог пригласить талантливых режиссёров, выбить дополнительные ставки и квартиры нуждающимся актёрам...
В 1978 году, после убедительных просьб Любимова и труппы, Николай Лукьянович возвращается в свою альма-матер, в Театр на Таганке.
Георгий ГРЕЧКО - лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза: «Уметь заметить, поддержать, приподнять, огранить и развить чужое дарование немногим под силу. Николай Дупак же этим даром наделён щедро. Любить актёров, понимать их и разговаривать с ними на одном языке, дышать с ними в такт - это тоже талант. Причём талант редчайшей пробы. Я по-настоящему горд, что судьба меня свела с этим неординарным человеком. Люди масштаба и качеств Николая Лукьяновича Дупака — явление редчайшее, а оттого безмерно ценное. Это наше национальное достояние. Он патриарх нашего театра и искусства».
Сегодня все, кто знал этого удивительно человека, вспоминают его крылатую фразу: "Мы с вами ещё почудим!"
А мне кажется, что в этих словах заложена квинтэссенция его деятельного, созидательного долголетия. Поверьте, я знал многих, кто говорил мне по-секрету: "Прости, просто устал жить!" Не поверите, но после таких слов люди уходят, не попрощавшись...
Николай Дупак, не единожды получивший под дых от судьбы и друзей, продолжал жить по своему расписанию: успел построить культурный центр-музей Владимира Высоцкого, Дом русского зарубежья, в котором я и делаю эти фотоснимки...
Но вернёмся к названию сегодняшней моей публикации. Так что же лежит в основе фоторепортажа?! Думаю, вы поняли - ЖИЗНЬ! Мне не довелось снимать мэтра при жизни, но его сила, его энергетика, его желание жить и творить добро - в кадре, в глазах и улыбках тех, кто его знал и любил...
Не парьтесь о кликабельности своих публикаций! Но уж если подняли фотоаппарат - снимайте, ловите кадр! "Мы ещё почудим!" - это и про нас с вами...
Автор - Александр БЕЛАНОВ (фото автора)
_____________________________
Если пропустили прошлую статью, обязательно прочитайте:
Спасибо, друзья, за лайки и комментарии!
Они помогают мне в раскрутке канала. Если интересно, подписывайтесь на мои два канала в ДЗЕНе - ФОТОШКОЛА и #Культурный_Код
Спасибо, друзья!