«Бессмысленно продолжать делать то же самое и ждать других результатов.» Альберт Эйнштейн.
Сейчас мы погрузимся в тревожную реальность:
мир всё больше заполняется людьми, страдающими от подкожного и внутреннего ожирения.
Что же толкает их к малоподвижности и перееданию? Почему так много людей оказывается в ловушке лишнего веса?
Давайте вместе откроем глаза на эту проблему, ведь знание — это сила и уверенность в завтрашнем дне.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) на 1 марта 2024 года:
- - В 2022 году каждый восьмой человек в мире страдал ожирением.
- - С 1990 года уровень ожирения среди взрослых увеличился более чем вдвое, а среди подростков — в четыре раза.
- - В 2022 году 2,5 миллиарда взрослых (18 лет и старше) имели избыточный вес, из них 890 миллионов страдали ожирением.
- В 2022 году Более 390 миллионов детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет имели избыточный вес, в том числе 160 миллионов страдали ожирением.
Это огромное количество людей с избыточным весом. Но выбрали ли они быть такими, или кто-то влияет на их выбор? Что заставляет их переедать и вести малоподвижный образ жизни? Есть ли у них свободная воля?
Сегодня нет ни одной страны в мире, где уровень ожирения не рос бы и не оставался бы стабильным.
В течение последних нескольких десятилетий распространенность младенческого дородового ожирения также стремительно растет независимо от стран, экологии и генетики, и привела к классификации детского ожирения как эпидемии.
Даже дикие и домашние животные за последние десятилетия набирают вес, несмотря на неизменность их рациона. Этот тревожный тренд продолжается уже не одно десятилетие и, похоже, будет определять будущее.
Сегодня мы приоткроем одну из главных тайн метаболического бытия современного человека.
Модели ожирения
В настоящее время существует три основные модели, которые пытаются объяснить причины ожирения:
- Модель энергетического баланса (Energy Balance Model – EBM).
- Углеводно-инсулиновая модель (Carbohydrate-Insulin Model - CIM).
- Комбинированная модель OBS/REDOX.
1. Модель энергетического баланса (EBM)
Эта модель основана на простом принципе: количество калорий, которые мы потребляем, должно равняться количеству калорий, которые мы сжигаем (Calories in, calories out - CICO).
Согласно EBM, ожирение — это результат хронического дисбаланса между потреблением и расходом энергии. Мы набираем вес, потому что едим больше и сжигаем меньше калорий.
Большинство людей верят в первый закон термодинамики, который утверждает, что общая энергия в замкнутой системе должна оставаться постоянной. Этот закон, по сути, говорит о сохранении энергии, где энергия не исчезает, а лишь передается или превращается из одной формы в другую.
Действительно, его можно проверять многократно, и результаты всегда будут одинаковыми. Однако…
Первый закон термодинамики, как и все законы, требует интерпретации, особенно в контексте физиологии питания и диетологии.
Существует основная интерпретации этого закона:
Если ты что-то съел (получил энергию), то это либо надо сжечь (потратить энергию), либо отложить на хранение (в жир).
В этой интерпретации результатом поведения является сжигание и хранение энергии.
Таким образом, мы едим, затем тратим энергию с помощью движения или активности, и если не сожгли всю энергию, она накапливается в виде жира.
То есть потребленная калория равна сожженной калории: если не сожгли, то образуется жировая ткань.
Всё дело в балансе приобретенной и сожженной энергии.
Если ты толстый, то это твоя вина, верно?
Такой подход очень нравится пищевой и фармацевтической промышленности. Последняя заинтересована в продаже средств, временно устраняющих симптомы, связанные с проблемами обмена веществ и другими расстройствами.
Эта модель снимает вину с производителей, которые создают продукты, способствующие перееданию и набору веса.
Распространение данной модели, ставшей догмой, обходится дорого больным и налогоплательщикам, но не тем, кто на этом зарабатывает. Неправда ли?
Для большинства людей сожженная калория должна равняться сожженной калории, и не важно, что это не так.
Нас дурачат, когда утверждают, что калория из ягод и калория из пончика должны считаться равнозначными.
Проблемы модели энергетического баланса
Для измерения калорийности продуктов питания используют калориметр, который по сути является печью. Но в ней измеряют количество тепла, выделяемого при сжигании продуктов. Однако существует множество веществ в пище, которые горят в калориметре, но не дают энергии организму:
- Витамины.
- Минералы.
- Клетчатка.
- Жирные кислоты Омега.
- Лектины (включая глютен).
- Трансжиры.
- Конечные продукты гликирования (КПГ).
- Эмульгаторы.
- Антинутриенты (фитаты, оксалаты, танины и др.).
- Токсины (микропластик, бисфенол, пестициды и др.).
- Фруктоза.
Почему модель энергетического баланса несостоятельна:
- Биохимические механизмы: Сложные механизмы регуляции веса не позволяют просто сгонять вес увеличением физической активности. Энергия, потраченная на физическую активность, не всегда приводит к потере веса.
- Сложность метаболизма: Метаболизм человека — это сложный процесс, который не сводится к простому подсчету калорий. Уровень инсулина, другие гормоны, генетические факторы и состояние здоровья играют важную роль в том, как организм использует и сохраняет энергию.
- Качество пищи: Не только количество калорий имеет значение, но и качество пищи.
Обработанные продукты и быстро усваиваемые углеводы могут привести к набору веса, даже если общее количество калорий соответствует норме.
Они вызывают резкие колебания уровня сахара в крови и повышают уровень инсулина, что влияет на аппетит и обмен веществ. Низкоуглеводные или кетогенные диеты могут содержать гораздо больше калорий, но не способствуют набору лишнего веса.
- Психологические аспекты: Стресс и эмоциональное питание также влияют на потребление пищи и метаболизм, что делает простой подсчет калорий неэффективным для контроля веса.
Модель энергетического баланса не объясняет, почему множество видов животных, как в дикой природе, так и вблизи человеческих популяций, набирают вес за последние десятилетия. Этот факт ставит под сомнение состоятельность данной модели и требует более глубокого анализа причин ожирения в современном мире.
2. Углеводно-инсулиновая модель (Carbohydrate-Insulin Model - CIM)
Углеводно-инсулиновая модель (CIM) основывается на взаимосвязи между уровнем инсулина, углеводами в рационе и развитием ожирения. Инсулин — это гормон, вырабатываемый поджелудочной железой, который регулирует уровень глюкозы в крови. Он отвечает за поступление глюкозы в клетки и преобразование избыточной глюкозы в жир. При высоком уровне инсулина клетки теряют чувствительность к этому гормону, что приводит к инсулинорезистентности.
Эпидемия ожирения по всему миру совпала с продвижением правительствами разных стран диет с низким содержанием жиров в 1970-х годах, что, в свою очередь, привело к увеличению потребления рафинированных углеводов, сахара и подсластителей, содержащих фруктозу.
Однако неизбежным результатом этого изменения стало увеличение потребления углеводов, что вызвало рост реакции инсулина, повышенное отложение энергии в жировой ткани и, как следствие, рост ожирения и связанных с ним хронических неинфекционных заболеваний.
Да, инсулин — это "плохой парень", ответственный за накопление жира.
Он резко снижает уровень всех основных источников топлива (жирных кислот, кетонов), стимулируя поглощение глюкозы тканями и подавляя высвобождение жирных кислот и кетонов из жировой ткани и печени, способствуя росту жировых клеток (адипоцитов).
Инсулин, вырабатываемый в ответ на повышение уровня глюкозы в крови, также влияет на уровень лептина, подавляя его действие и снижая чувствительность к нему.
Лептин — это гормон насыщения, вырабатываемый жировыми клетками, который сигнализирует мозгу о наличии запасов энергии и "говорит", что хватит есть.
Кажется, что высокий уровень инсулина способствует накоплению жира, что, в свою очередь, увеличивает уровень лептина. Однако инсулин нарушает связь между лептином и его рецепторами в головном мозге, что приводит к снижению его эффекта и блокирует чувство сытости. Это, в свою очередь, стимулирует чувство голода и приводит к систематическому перееданию.
Хотя данная модель более жизнеспособна, она не является исчерпывающей и не может полностью объяснить современную эпидемию ожирения.
Ожирению могут способствовать не только инсулин, но и другие гормоны, такие как кортизол и эстроген.
Кортизол: Гормон стресса, вырабатываемый надпочечниками, может способствовать накоплению жира, особенно в области живота. Хронический стресс и высокий уровень кортизола влияют на аппетит и обмен веществ.
Эстроген: У женщин эстроген может влиять на распределение жира в организме. Изменения уровня эстрогена, например, во время менопаузы, могут привести к увеличению жировых отложений. У мужчин с избыточным весом, особенно с висцеральным ожирением, тестостерон может легко конвертироваться в эстроген, что также способствует прогрессированию ожирения.
Стоит упомянуть о растущей эпидемии детского дородового ожирения, которая наблюдается в течение последних нескольких десятилетий независимо от стран, экологии и генетики. В этом контексте также не удалось установить четкую связь с инсулином.
Нельзя перейти к следующей модели ожирения, не упомянув об обесогенах (или жирогенах) — химических веществах окружающей среды, которые способствуют ожирению, увеличивая активность и разрастание жировых клеток, изменяя метаболические установки или гормональную регуляцию аппетита и сытости.
Обесогены — это множество веществ, которые применяются в различных сферах жизни современного человека, включая:
- Фитоэстрогены: Содержатся в пищевых продуктах, таких как зерновые и бобовые (пшеница, овёс, ячмень, семена льна, соя, чечевица и нут).
- Фунгициды: Используются для обработки древесины и хранения пищевых продуктов.
- Полициклические ароматические углеводороды: Побочные продукты, образующиеся при сжигании топлива, загрязняющие воздух.
- Бисфенол-А: Содержится в пластмассах, таких как одноразовые бутылки, контейнеры для пищи и зубные пломбы.
- Полибромдифениловые эфиры: Антипирены, используемые для обработки тканей и мебели.
- Фталаты: Пластификаторы, содержащиеся в упаковках, игрушках, косметике и медицинских изделиях.
- Парабены: Консерванты, содержащиеся в продуктах питания и косметике.
Пестициды: Широко используются в сельском хозяйстве.
- Алкилфенолы: Поверхностно-активные вещества, используемые в потребительских товарах.
- Перфтороктановая кислота и политетрафторэтилен (Тефлон): Используются для антипригарных покрытий и упаковки для готовой еды.
- Некоторые лекарства: Например, тиазолидиндионы (для диабетиков) и нейролептики (антипсихотики), могут вызывать ожирение.
- Пищевые компоненты: Сахар, фруктоза, трансжиры, консерванты и др.
Некоторые молекулы обесогенов по своему действию очень схожи с молекулами женского полового гормона эстрогена.
Таким образом, представленные модели не объясняют всех явлений и тенденций, связанных с ростом ожирения и метаболических проблем у современного населения нашей планеты.
3. Комбинированная модель OBS/REDOX
Комбинированная модель OBS/REDOX объединяет две важные концепции: модель обесогенов (OBS) и модель окислительно-восстановительных процессов (REDOX).
Эта новая парадигма утверждает, что обесогены, проникающие в наши тела на протяжении последних 50–70 лет, вызывают ожирение, вмешиваясь в работу сигнализации эндокринных рецепторов.
Такое вмешательство происходит за счет воздействия на окислительно-восстановительный потенциал метаболитов, которые циркулируют по организму и взаимодействуют с различными органами, модулируя секрецию инсулина, накопление жира, нервную регуляцию энергетического гомеостаза и многое другое.
Измененная гормональная сигнализация и повышенный уровень активных форм кислорода (АФК) приводят к метаболическим изменениям, характерным для ожирения:
- - Повышенная секреция инсулина
- - Разрастание жировых клеток и их количества
- - Воспаление
- - Повышенный уровень липидов в крови
- - Неалкогольная жировая болезнь печени
- - Измененный микробиом
- - Инсулинорезистентность и резистентность к лептину
- - Повышенное потребление пищи и сниженный расход энергии
Активные формы кислорода (АФК), включая свободные радикалы и ионы кислорода, являются небольшими, но высокоактивными молекулами, которые образуются в клетках как продукты нормального метаболизма кислорода. Некоторые АФК играют важную роль в поддержании внутриклеточных сигнальных путей. Однако их избыточное производство приводит к окислительному стрессу.
Модель OBS/REDOX открывает новые горизонты, утверждая, что химические вещества, распространенные в последние полвека, изменяют клеточное окислительно-восстановительное состояние и количество активных форм кислорода. Это приводит к ложным сигналам, подрывающим нормальные регуляторные механизмы и, возможно, изменяющим эпигенетическое программирование генов в тканях.
Доказано, что обесогены влияют на окислительно-восстановительное состояние, усиливают потребление ультраобработанных продуктов (которые также загрязнены обесогенами), способствуют воспалению и митохондриальной дисфункции, увеличивают секрецию инсулина и синтез триглицеридов, а также снижают чувствительность к инсулину.
Эта модель акцентирует внимание на токсических факторах окружающей среды, которые ответственны за провоцирование ожирения и механизмах, посредством которых эти химические вещества могут изменять мозговые контуры, контролирующие потребление пищи.
Она объясняет, почему некоторые люди более восприимчивы к набору веса.
Комбинированная модель уверенно предсказывает, что низкоуглеводная диета может уменьшить ненадлежащую сигнализацию, опосредованную активными формами кислорода, за счет снижения секреции инсулина, вызванной глюкозой, и снижения потребления пищевых обесогенов.
Таким образом, модель OBS/REDOX наиболее полно отражает механизмы, влияющие на здоровье современного человека, и, безусловно, станет определяющей для прогрессивных научных трендов в ближайшем будущем.
Вывод.
В ходе нашего исследования мы рассмотрели три основные модели, которые пытаются объяснить причины современных метаболических проблем человека. Эти модели дают нам понимание сложных механизмов, влияющих на здоровье, и подчеркивают важность осознанного подхода к образу жизни.
Для поддержания здоровья в соответствии с представленными моделями можно выделить несколько простых рекомендаций:
1. Минимизируйте контакт с токсинами:
Старайтесь соблюдать правила безопасности при использовании бытовой химии. Избегайте вредные химические вещества, такие как фталаты и бисфенолы. Отдайте предпочтение экологичным средствам для уборки и ухода за домом.
2. Проверяйте упаковку:
Обращайте внимание на состав продукции и упаковку. Избегайте товаров, содержащих искусственные добавки, красители и консерванты.
3. Ешьте здоровую еду:
Употребляйте больше свежих, живых и необработанных продуктов питания. Это поможет снизить риск воздействия обесогенов, содержащихся в ультрпереработанных продуктах.
4. Избегайте пластиковых упаковок:
Старайтесь не хранить продукты в пластиковых контейнерах, особенно при нагревании. Используйте стеклянные или металлические контейнеры.
5. Физическая активность:
Регулярные физические нагрузки поддерживают здоровье и помогают снижать негативное влияние токсических веществ на организм. Учитывайте эффективную детоксикацию через пот.
6. Управление стрессом:
Стресс может усиливать негативные последствия обесценивания веществ. Практикуйте методы релаксации, такие как медитация, йога и пребывание на свежем воздухе.
7. Качественный сон:
Обеспечение достаточного количества сна (не менее 7 часов в сутки, а лучше 8) важно для восстановления организма и поддержания его антиоксидантной защиты.
8. Информированность о здоровье:
Регулярно изучайте информацию о здоровье и воздействии различных веществ на ваш организм. Это поможет делать вам осознанный выбор в повседневной жизни.
Источники:
https://www.nature.com/articles/s41366-024-01460-3
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC9828894/
https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/21106594/